- Тематический поиск |
|
Архелогические находки Ветхого Завета. Часть 9
Основной источник - "Библейский справочник" Генри Геллей, там где источник другой, он указан отдельно. Для просмотра краткой версии Археологических открытий Ветхого Завета перейдите на эту страницу. Элефантинские папирусы
ЭЛЕФАНТИНСКИЕ ПАПИРУСЫ, архив иудейского военного гарнизона, состоявшего на службе у егип. царя (кон. 5 в. до н.э.). Э.п. найдены в верхнем Египте на о. Абу, или Элефантине, в кон. 19 в. Первое собрание их было приобретено Райценштайном и египтологом В. Шпигельбергом (1870-1930). Папирусы публиковались с 1906 по 1953. Тексты Э.п. написаны на *арамейском языке. Они включают личную корреспонденцию, официальные документы, деловые письма. Из них явствует, что иудеи колонии имели собств. храм, к-рый впоследствии был разрушен местными жителями. Кроме Яхве, «небесного Бога», члены общины чтили и др. богов, в частн., ханаанскую Анат. В Э.п. описаны обряды, связанные с праздником Пасхи. Сторонники исторического эволюционизма видели в этих документах доказательство того, что в 5 в. иудеи все еще были политеистами и не знали запрета Втор строить храм где-л., кроме Иерусалима. Их оппоненты, напротив, утверждали, что Э.п. отражают лишь двоеверие, возникшее как вторичное явление в обстановке *диаспоры. Обличения прор. Иеремией егип. иудеев за их отступление от веры (44:7 сл.) подтверждают вторую точку зрения.
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) Элефантинские папирусы - название официальных документов и деловых писем, а также частной переписки иудеев, направленных царём Манассией на помощь фараону Псамметиху и расквартированных тем у пределов Нубии, на острове Элефантина. Большая часть документов составлена на арамейском языке. Архив элефантинского гарнизона сохранился благодаря засушливому климату Нижнего Египта. Документы охватывают период с 495 по 399 г. до н. э. Они были обнаружены немецкими исследователями в конце XIX века и публиковались с 1906 по 1953 гг. Особенный интерес представляет письмо 419 г. до н. э., содержащее предписания относительно празднования песаха. Пожалуй, наиболее сенсационные материалы элефантинских папирусов касаются существования в Элефантине особого Храма, в котором местные евреи чтили не только Яхве, но и прочих богов, включая ханаанскую Анат. Этот храм был впоследствии разрушен египтянами. С многобожием египетских иудеев следует связать некоторые обличения пророка Иеремии (44:7 сл.)
Википедия - свободная энциклопедия
Камень с алфавитом
Камень с алфавитом, датируемый 10 столетием до н.э. Библейский археолог д-р Рон Тэппи рассказал о совсем недавней находке. Это известняковый камень, который имеет возраст 2900 лет и вес 15 кг и на котором написан алфавит. Методом датирования по глиняным изделиям и по углероду было установлено, что камень относится к 10 столетию до н.э. Это как раз период правления царя Соломона. Это удивило ученых, которые скептически относятся к библейской временной шкале. Эта находка был описана несколькими специалистами, как наиболее важная находка в библейской археологии за последние 10 лет.Одной из причин переполоха является то, что этот камень подтверждает факт, что ранние древнееврейские Письмена были записаны в древнюю эпоху, т.е. на сотни лет раньше, чем предполагали либеральные ученые. Камень с алфавитом подтверждает также историчность царя Соломона и говорит о том, что во времена его правления государство действительно увеличивалось, так как Телль Заит расположен на границе Соломоновой Иуды и царства Филистия, где жили Филистинцы. Нево-Сарсехим
Британский музей представил глиняную табличку, в которой говорится о судебном чиновнике Царя Навуходоносора, о чем можно прочитать в книге Иеремии. Надпись клинописью переводится как Нево-Сарсехим и датируется примерно 595 годом до н.э. или 12 лет до осады Иерусалима. Иеремии пишет, как этот человек приезжал в Иерусалим в 11 году правления царя Седекии, через 16 месяцев после того, как Навуходоносор осадил Иерусалим (Иеремия 39:1-3). Это находка очень важна, так как значение Нево-Сарсехима в истории незначительно. Вполне естественно ожидать, что человек, писавший какое-то время спустя после событий, точно назовет основных участников этих событий.?Точное упоминание имен незначительных личностей прямо указывает на то, что автор (Иеримия) лично был свидетелем событий, которые он описывает. Надпись рассказывает, как Нево-Сарсехим совершал денежные операции в Вавилонском Храме. Таким образом, это свидетельствует о том, что человек, о котором говорится в книге Иеремия 39:3, был реальной личностью, и в реальной истории - еще одно доказательство историчности Библии. http://www.biblicaldiscovery.info
Кирпичи с соломой и 6ез соломы
http://www.ekklesiast.ru Найдены древнеегипетские накладные. Как археологические данные, так и древние египетские документы, касающиеся производства кирпичей в ту эпоху, организации трудового процесса и повседневной жизни рабов, подтверждают библейский рассказ. Например, в Дир ал-Медина было обнаружено около тысячи документов, описывающих жизнь рабов в деревне. Рабы были организованы в небольшие группы, к которым были приставлены надзиратели двух родов, напоминающие библейских надсмотрщиков и «притеснителей», то есть надсмотрщиков из числа сынов Израиля и египетских надзирателей. В своей новой книге "Исход из Египта - исторический факт или миф?", выпущенной недавно издательством "Шокен", доктор Пнина Гальпаз-Феллер, преподаватель иерусалимского Института иудаизма им. Шехтера, специалист в области Танаха и древних восточных цивилизаций, утверждает, что библейский рассказ опирается на реальные исторические события. Книга является итогом 30-летнего неустанного исследования самых разнообразных исторических документов и археологических экспонатов, в том числе сотен египетских папирусов, древних надгробных рисунков и надписей, статуэток и скульптурных изображений и т.д. В процессе работы доктор Гальпаз-Феллер обнаружила описания жизни рабов в Древнем Египте, весьма схожие с теми, которые мы находим в библейской книге Исход. Так, например, один из папирусов содержит обращение некоего египетского чиновника к властям с жалобой на то, что ему не поставляют солому для изготовления кирпичей. Аналогичную жалобу, исходящую от "надсмотрщиков из сынов Израилевых", мы находим и в Библии: "Солома не выдается рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте" (Исход 5:16). Библейское повествование об угнетении Израиля в Египте и современные археологические исследования тех событий, дополняя друг друга, дают нам полную картину происходившего в те далекие времена. (Исх. 1:11; 5:7-19). Нэвилв 1883г. и Кайл в 1908 г. нашли в Пифоме нижние ряды кирпичей, сделанных с хорошо порезанной соломой, средние ряды кирпича с меньшим количеством соломы, а верхние - совсем без соломы.
http://nauka.bible.com.ua Пожалуй, в библейской археологии немного было городов, которые бы задали больше загадок для исследователей, чем Пифом и Раамсес. Исследуя тайны этих городов, ученые открыли и тайну египетского фараона Рамзеса II, которую он более всего хотел скрыть от своих потомков и последующих поколений, и за разглашение которой в его времена ослушника ждала неминуемая смерть. Итак, обо всём по порядку. С названиями этих городов мы встречаемся в книге Исход, 2 главе, где рассказывается, как фараон решил уничтожить израильтян как нацию непосильным трудом на строительстве городов. «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его» (Исх. 2:11). Когда же спустя время Моисей сказал фараону, что иудеям необходимо совершить служение Своему Богу, то фараон рассвирепел и приказал: «И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы» (Исх. 5:6-12). Итак, сделаем выводы из прочитанного:
Вторая половина XIX века ознаменовалась началом великих археологических открытий, значительная часть которых находилась в области исследования библейской археологии. Перед изумлённым научным миром открылись камни, повествующие о библейских событиях не менее ярко, чем страницы книги. Наконец, пришла очередь и Египта. Развалины Пифома были обнаружены в 1883 году доктором Навилем, а затем дополнительно исследованы в 1908 году Кайлом. В ходе раскопок «здесь были найдены остатки амбаров, а так же и их изображение. Если бы четыре тысячи лет назад существовал закон об изобретениях, то египтяне могли бы заявить эксклюзивные права на амбары, силосные ямы на зерновых фермах Канады и США, которые до сих пор строятся по тому же принципу». Археологами было так же отмечено, что «город Пифом состоял, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции», что полностью подтверждает библейское сообщение о нём, как о городе для запасов. Помимо этого был выяснен ещё более примечательный факт. При исследовании строений Пифома установлено, что «в нижних рядах были кирпичи с хорошо обрубанной соломой; в средних рядах было меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхний же ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина. Какое замечательное доказательство событий, описанных в книге Исход!». Убедившись, что данные, полученные при раскопках Пифома, свидетельствуют о точности библейского рассказа и не имеют каких-либо изъянов для критики, противники историчности Писания обратили свои взоры на другой город - Раамсес, который археологам не удавалось найти. Раз город, упоминаемый в Библии, не найден, значит его и не было, объявили атеисты. Но шло время, и на землю древнего Египта ступила нога страсбургского доктора Пьера Монте, прекрасного ученого и глубоко верующего человека. Профессор был уверен в точности библейского рассказа и несмотря на многочисленные неудачные попытки его предшественников найти Раамсес, он был уверен в своей удаче. Его уверенность подкрепляло наличие ключа к нахождению потерянного города. И этим ключом был стих: «И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем… И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» (Быт. 47:4, 11). Итак, город Раамсес необходимо искать в земле Гесем. Наконец, в 1929 году, исследовав местность, П. Монте приступает к раскопкам у современной деревни Сан, невдалеке от Порт-Саида. В течение последовавших затем трёх лет из-под песка перед миром восстал роскошный древний египетский город Раамсес. Вот как сам Монте описывает его: «Здесь, как и в Фивах, храм и другие сооружения окружала большая кирпичная стена с четырьмя воротами, от которых отходили в каждую сторону света дороги и каналы. Из Асуана, не считаясь ни с трудностями, ни с расстоянием, доставили каменные блоки небывалых размеров для возведения храма… и многочисленных стел и обелисков, которые вытачивали искусные мастера. По сторонам аллей, вымощенных базальтом, стояли друг против друга львы из черного гранита с человеческими лицами и сфинксы из розового гранита. Ворота охраняли лежащие львы. Перед пилонами выстроились группы из двух и трех статуй богов, стоящих и сидящих, многие из которых соперничали с колоссами Фив и превосходили мемфисские. Дворец сверкал, украшенный золотом, лазуритом и бирюзой. Повсюду были цветы. Тщательно возделанные поля пересекались дорогами, обсаженными деревьями». Была обнаружена, в частности, и прекрасная система канализации. А затем и многочисленнейшие склады, ломящиеся от товаров. Количество найденных складов доктор Монте ставит в один ряд с количеством лавок и домов города, что подтверждает сообщения Писания об этих городах, как городах для запасов. И, наконец, в «Раамсесе были проведены археологические раскопки. Обнаруженные там кирпичи частично содержали солому, частично нет»! Все сделанные открытия в Раамсесе удивительно точно вписывались в библейский рассказ, но практически везде на найденных памятниках города от храма и до амбара на кирпичах стояло имя фараона Рамзеса II (1317-1251), от которого, согласно библейской хронологии, жизнедеятельность Моисея отстояла на 200 лет. Выходило, либо ошибается Библия, относя Моисея к XVI веку, либо к строительству Пифома и Раамсеса евреи не имеют никакого отношения. Вследствие этих открытий ряд ученых библеистов предложили датировать время Моисея и Исхода правлением Рамзеса II. Но «подгонять» Священное Писание под какие-либо открытия никогда не приводило к успеху. Во-первых, благодаря этому дискредитировалась Библия (в данном случае её хронологическая часть), а во-вторых, рано или поздно всё вставало на свои места, спорные вопросы разрешались новыми исследованиями, в результате которых подтверждался первоначальный библейский текст, а «благочестивые подгонщики» оказывались в незавидном положении. Так же произошло и в этом случае. Одновременно во времена Монте на территории Египта работало, как правило, несколько археологических экспедиций. Проводя раскопки и анализируя богатейший материал своих предшественников, «специалисты вначале недоумевали, как же это могло произойти, что везде - на стольких храмах, общественных строениях и других местах они сталкивались с надписью: «Рамзес II». Но когда они несколько повнимательнее исследовали эти постройки, объяснение оказалось простым. Многие из этих строений были возведены за целые века до Рамзеса II. Ублажая свое тщеславие, Рамзес II решил везде вырезать свою монограмму». «Неутомимый строитель памятников, Рамзес II… оставил о себе больше свидетельств, чем какой-либо другой правитель Египта. Некоторые из них, правда, были им „заимствованы" у других фараонов: он просто сбивал их имена и ставил на их место своё собственное». В контексте этого была раскрыта и тайна постройки прекрасного Раамсеса, всю славу от которой Рамзес II присвоил себе, став одним из первых в мире плагиаторов. «Рамзес II очень любил Восточную Дельту, колыбель своего рода. Он ценил ее мягкий климат, водные просторы, луга и виноградники, дававшие вино слаще мёда. На берегу Танисского рукава, посреди лугов, овеваемых ветрами, стоял Хут-уарет (Аварис) - древний город жрецов, центр культа бога Сетха, а также центр школы художников, возникший в незапамятные времена. Гиксосы превратили его в свою столицу… Рамсес обосновался там сразу же после того, как воздал почести своему отцу, и немедленно начал большие работы, дабы вернуть этому району жизнь и былое благоденствие, а древний город превратить в блестящую царскую резиденцию». «Рамзес чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте… Авариса, новую столицу - город Раамзес (впоследствии известный как город Танис)». К тому же новая столица ему подходила как удачный географический плацдарм для покорения Азии. Таким образом, учеными было доказано, что Рамзес II вовсе не был основателем Раамсеса, а лишь восстановил и украсил древний город, имевший самое непосредственное отношение к гиксосам (а значит и к евреям) во время господства которых он был столицей, а затем при Моисее существовал просто как один из городов страны. Пользуясь же тем, что в его окрестностях проживали евреи, фараон Тутмос и заставил их трудиться над его обустройством во времена Моисея, в XVI в. до х. э. Нашло своё полное историческое подтверждение и библейское сообщение о добавлении соломы в кирпичи. Вот что об этом пишет профессор П. Монте: «Работа была монотонной… Нильский ил перемешивали с песком и рубленой соломой. Чтобы смесь получалась однородной, ее смачивали, долго топтали и время от времени переворачивали лопатой. Работник наполнял этой сырой смесью форму доверху, срезал излишек деревянной лопатой, быстро переворачивал форму и осторожно снимал. Кирпич оставляли сохнуть восемь дней, после чего он годился в дело. Формовщики работали преимущественно на берегу водоема. Водоносы подносили им воду. Другие работники срезали на сжатых полях стерню и готовили из нее рубленую солому. Когда фараон потребовал, чтобы сыны Израилевы сами собирали солому, не уменьшая установленной нормы отформованных кирпичей, это сильно ухудшило их и без того нелегкую участь, однако протесты приводили только к тому, что на их спины обрушивались палки надсмотрщиков. Переносили кирпичи на двух одинаковых щитах, подвешенных за коромысло». Полученные результаты были со временем, хотя и нехотя, приняты в научных кругах стран социалистического лагеря, ученые которого признали: «Благодаря археологическим изысканиям нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение». «Развалины в восточной Дельте… отождествлены с указываемыми в Библии городами Пифом и Раамзес». С этими городами, хотя и косвенно, связывается еще несколько красноречивых эпизодов, имевших место во время странствования Израиля по пустыне. Человеческая память, воистину, недолговечна. И потому, забыв вскоре все тяготы нечеловеческого труда в Египте, иудеи продолжали помнить лишь о богатстве и изобилии оставленных в Египте земель, гневно сетуя на Бога, спасшего их. «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). «…Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок… Кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте» (Числ. 11:4, 5, 18). И действительно земля Гесем отличалась небывалым плодородием. До наших дней сохранилось «Письмо, написанное школьником Пай-Бес его учителю Амен-Эм-Опету: „Я пришел в Пер-Рамсес, любимый Амоном, и увидел, что он прекрасен. Великолепный город, не имеющий соперника. Ра, бог, создавший Фивы, создал и этот город с тем же замыслом. Жить здесь - значит вести великолепную жизнь. Сельское население в изобилии снабжает хорошими вещами. Ежедневно они доставляют свежие продукты и мясо. В их прудах полно рыбы, в их лагунах множество птиц, их луга покрыты зелёной травой, плоды в их прекрасно возделанных садах имеют вкус мёда. Их амбары полны ячменя и пшеницы и вздымаются к небу. Там есть лук и лук-порей, а также гранаты, яблоки, маслины и фиги в плодовых садах. Сладкое вино из Кенкема, чей вкус прекрасней мёда. У рукава Нила Ши-Хор добывают соль и селитру. Их овцы бродят повсюду, каждый день здесь есть свежая пища и мясо. Люди рады, что могут жить здесь и никто не кричит: «Бог, помоги мне!» Простой народ живёт, как великий народ. Приходи! Давай праздновать здесь торжества небес и начала сезонов"» . Как видим, описание впечатлений буквально тождественны, вплоть до мелочей, таких, как восхищение египетским луком (а такую весьма примечательную деталь не сочинишь). Это доказывает, что автор книги Исход писал о том, что видел и пережил сам. Таким образом, в ходе многолетних раскопок было установлено, что города Пифом и Раамсес существовали в XVI в. до х. э. и находились в земле Гесем, где жили иудеи. Одним из главных предназначений городов было складирование запасов (на случай войны или голода), хранившихся в многочисленных амбарах, количество которых во много десятков раз превосходило наличие подобных сооружений в других городах Египта. При исследовании сооружений этих городов было показано, что они построены из кирпичей, часть из которых содержит солому, а часть - нет. Причем кирпичи, содержащие солому, залегают в нижних рядах построек и никогда в верхних. Кирпичи же без соломы лежат либо в верхних ярусах зданий, либо полностью всё здание построено из них. И сегодня эти древние кирпичи с соломой и без соломы свидетельствуют о верности библейского слова. Водопровод Езекии (4 Цар. 20:20; 2 Пар. 32:3,4)
Археологи нашли водопровод, упомянутый в Священном Писании. Водопровод найден, длиною более 500 м, проведенный через скалу. Найти материальные свидетельства того, что некоторые библейские сюжеты описывают подлинные события истории, не раз пытались учёные разных стран. Достаточно напомнить о нескольких экспедициях в район горы Арарат, где, согласно Книге Бытия, остановился уцелевший во время потопа Ноев ковчег. Недавно группа специалистов из Израиля и Англии объявила о сенсационном открытии: тщательное исследование с помощью новейших научно-технических достижений подземного сооружения в Иерусалиме, известного как "тоннель Езекии", подтвердило его библейский возраст - около тридцати веков - и соответствие тому, о чём говорится в Священном Писании. А там рассказывается, как при приближении враждебного войска ассирийского царя Сеннахивина правивший в Иерусалиме Езекия, дабы неприятеля постоянно мучила жажда, повелел "засыпать источники воды, которые вне города". И засыпали, свидетельствует далее Библия, все источники и поток, протекавший по стране. Однако защитники города тем самым лишали жизнетворной влаги и самих себя. Поэтому царь Езекия, как упоминается в другой части Священного Писания, "сделал пруд и водопровод и провёл воду в город". Именно это подземное сооружение, "тоннель Езекии", и стало объектом изучения. Прежде всего был тщательно исследован состав покрытия на глиняной основе, которое предохраняло подземный тоннель от просачивания воды в землю. Как оказалось, древние строители использовали для гидроизоляции смесь костяной муки, древесного угля и золы, а также щепки и растения. Радиоуглеродный анализ, проведенный в лаборатории Оксфорда, позволил определить возраст кусочков дерева и фрагментов растений, которые, как сообщили учёные, "превосходно сохранились". Происхождение первых теперь с достоверностью можно отнести к периоду между 822 и 796 годами до нашей эры, вторых - соответственно к 690-540 гг. до н.э. С инженерной точки зрения тоннель, безусловно, представлял собой замечательный образец тогдашнего проходческого искусства. Как установлено, 533 метра подземного коридора были прорыты без промежуточной штольни. Иными словами, строители, по существу вручную, копали с двух сторон и встретились точно посредине, не разминувшись. Таким образом, датировка по радиоуглероду и палеография впервые позволили установить точный возраст библейского сооружения. Силоамская надпись
Перевод и комментарии Руслана Хазарзара Во времена иудейского царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый тоннель - т. н. тоннель Шиллуах (тоннель Силоам). По этому туннелю воды Гихона поступали в Силоамский водоем, находящийся внутри окруженного стеной города (ср. Ин.9:7). В одном месте Библии говорится, что царь Езекия "сделал пруд и водопровод и провел воду в город" (4 Цар.20:20). В другом месте уточняется, что он запер верхний проток вод Гихона и провел их вниз - "к западной стороне города Давидова" (2 Пар.32:30). Езекия, готовясь к осаде со стороны ассирийцев, решил обеспечить Иерусалим собственным, находящимся в городских стенах, источником воды. Он подготовил новый водоем за городскими укреплениями в юго-западной части города (ср. Ис.22:9,11). После этого царь прорыл под холмом тоннель, по которому поступали в бассейн воды Гихона, и, вероятно, постарался скрыть от нападавших сам Гихон. Строительство Силоамского туннеля и второй линии оборонительных стен Иерусалима, к востоку от города, вероятно, были завершены Езекией незадолго до 688 или 687 г. до н. э. В 701 г., за те несколько месяцев, которые прошли между началом кампании и вторжением ассирийцев в Иудею, он просто не мог осуществить столь обширную строительную программу. Откупившись от Синахериба в 701 г. до н. э. (4 Цар.18:13 и сл.), Езекия восстановил старую стену, заложенную примерно за тысячелетие до его времени, обеспечил город водой, пробив Силоамский тоннель, засыпал источники вокруг города, построил систему башен для защиты источника Гихон. Возведенная при нем внешняя стена была недавно открыта и обследована Райхом и Шукроном. Чтобы добраться до Силоамского водоема, тоннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. В 1880 г. недалеко от Силоамского выхода дети обнаружили в туннеле надпись, гласящую, что тоннель наконец-то пробит. Эта надпись и поныне считается одним из наиболее важных письменных памятников Палестины. Для надписи на стене туннеля было подготовлено специальное плоское поле, однако уцелели лишь нижние шесть строк текста. Ныне данный камень с надписью, размер которого 1,32 м в ширину и 0,21 м в высоту, находится в Музее Древнего Востока (Стамбул). Транслитерация Силоамской надписи дает следующее чтение: [...] הנקבה וזה
היה דבר
הנקבה בעוד [...] "Постройка тоннеля закончена. Вот её история. Каменщики ещё взмахивали своими кирками с противоположных сторон, и когда они были ещё на расстоянии двух метров - они уже слышали друг друга. Наконец они встретились, ударяя киркой о кирку, и немедленно потекла вода из источника в пруд. Высота скалы была от 50 до 600 метров." Надпись на стене (Дан. 5:5).
Основание этой стены обнаружено в раскопках. Падение Вавилона описано Ксенофонтом, Геродотом и Беросусом следующим образом: "Царь Кир изменил течение реки Евфрата в новый канал и руководимый двумя дезертирами вступил в город по сухому дну, а вавилоняне в это время пировали на празднике своих богов". Недавно обнаруженные записи гласят, что персидская армия, под руководством Гобриаса, взяла Вавилон без бою и что он убил царского сына. Кир вошел в город позже. Дарий (Дан. 5:31), который царствовал в Вавилоне до тех пор, пока не занял престол Кир (Дан. 6:28; 9:1) в записях не упоминается.
По мнению некоторых он был Гобриасом, упоминаемый в Вавилонских записях победителем Вавилона или, по мнению Иосифа Флавия, Ксерксом-Мидийским, тестем Кира. В то время было обычным явлением иметь вавилонское и родное имя, как было в случае с Даниилом и его тремя друзьями, которым были дфны новые имена (Дан. 1:7). Был ли Дарий тестем Кира или только одним из его военачальников, под его руководством произошла победа над Вавилоном. Кир в это время был весьма занят северными и западными войнами и до возвращения Кира Дарий правил Вавилоном, приблизительно около двух лет (538-536 до Р.Х.).
Седекия Царствовал 11 лет (4 Царств 24:25). Поставлен на престол Навуходоносором. Очень слабый правитель. На четвертом году царствования посетил Вавилон. Позже он восстал против Вавилона. Скоро после восстания Навуходоносор пришел и предал Иерусалим опустошению. Он выколол Седекии глаза, заковал его в медные оковы и увел в Вавилон, где он умер в доме стражи (Иер. 52:11). Этим закончилось царство Давида (см. 4 Царств 25 главу).
Гофолия поставлена начальником (4 Царств 25:22. см. Иер. 40). Бегство остатка в Египет (4 Царств 25:26. см. Иер. 42). Указ царя Кира (36:22. см. книгу Ездры 1).
Бегство царя "между двумя стенами" (4 Царств 25:4). Дорога эта "между двумя стенами" находится на юго-восточной окраине Иерусалима. Ее можно видеть теперь длиной в 45 м.
Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |