- Тематический поиск |
|
Архелогические находки Ветхого Завета. Часть 4
ГОСУДАРСТВО ЭБЛА
Источник - www.christian.edu, Dr. Harry N. Moore
Перевод - Ярочкин Евгений Иерусалим, Израиль: в 1964 году итальянская археологическая экспедиция, возглавленная профессором римского университета, Paolo Matthiae, раскопала могильный холм, находившийся между городами Алеппо и Хамах, и названный местными жителями "Tell Mardikh". Они нашли статую, воздвигнутую богине Иштар, носящую на себе имя Ибит-Лим, царя Эблы. Это уже говорит о городе-государстве (полисе) Эбла, жители которого были евреями-семитами, и которые разговаривали на древнееврейском диалекте. Одна из табличек говорила о том, что население Эблы составляло 260.000 человек. О существовании королевства Эбла было уже известно благодаря вавилонским и египетским манускриптам. Эбла был величественным полисом на протяжении нескольких столетий середины 3 тысячелетия, и особенно процветал в период с 2500 по 2300 г.г. до н.э. Его окончательное разрушение приходится примерно на 2250 г. до н.э. В течение дальнейших сезонных раскопок (1974-1975) было обнаружено много других находок, содержащих более 17000 глиняных табличек, содержащих клинопись. Они относятся к 2450-2350 годам до н.э. Эти глиняные таблички, найденные на Эбле, являются огромной археологической ценностью в истории. Но по сегодняшним политическим и религиозным запретам, лишь только несколько из них расшифрованы, переведены и получили публичную огласку. Находки на Эбле являются наверное самыми весомыми открытиями, относящимися к ранним библейским временам. Они явно могут оказать поразительное влияние на библейские сведения. Из архивов Эблы, имена личные сильно совпадают с именами, встречающимися в Ветхом Завете. Одно из таких имён Mi-ka-Ilu (Michael-Михаил), что обозначает «Кто как El?». Другое из заметных имён E-sa-um (Esau -Исав), Da-'u-dum (David-Давид), Sha-'u'-lum (Saul-Саул), Ish-ma-El (Ishmael-Измаил, что означает «El слышит меня»), En-na-ni-Ya (Hananya или Anania, - Анания, а на греческом обозначается как Ananias, что означает «Ya милостив ко мне», I-sa-Ya (Isaiah-Исайя, что означает «Ya спасает», и многие другие. Учёные отмечают так же заметную схожесть и с дальнейшим повествованием Библии. Профессор Pettinato утверждает что многие из найденных имён схожи по своей форме с именами Ветхого Завета на столько, что невозможно не заметить взаимосвязь между Эблу и Ветхим Заветом. Во времена Эблы, царь имел титул «en». В соответствии с найденным рядом словарей был определён эквивалент слова Иудей (или иврит) - Мелег, которое в еврейском языке означает «царь». Ранние жители Эблы назывались словом abbu, что схоже со словом abbu, которое в Новом и Ветхом Заветах означают «отец», «старше». Иисус называл Бога Отца «Авва Отче…» [Марк 14:36]. В период 2500-2300 г.г. до н.э. города Содом и Гоморра были регулярно посещаемы с тех пор как они были размещены на месте которое называлось «Царская магистраль», она находится между Дамаском и аравийским полуостровом. На найденных табличках они обозначены «пятью городами Равнины» (об этом говорится в книге Бытия 14:2), которыми являлись: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Она из табличек говорит о том, что раннее название Сигор заменялось Бела [Бытие 14:2, 8]. Имеются надписи весьма схожие с данными книги Бытия. Мы узнали о деловых соглашениях хеттов задолго до того, как Авраам купил у хеттов пещеру Махпела недалеко от города Хеврон [Бытие 23:9]. Эти соглашения и договоры, а так же законы со своими концепциями справедливости заметно схожи с теми, что описаны в книге Исход и в законах Моисей. Наряду с этим, есть и описания ритуальных жертвоприношений о которых будет говориться ещё в далёкой от того времени книге Левит. Город - Государство Эбла
Источник - www.krugosvet.ru
ЭБЛА, современный Телль-Мардих, древний город, расположенный примерно в 53 км юго-западнее Алеппо, в северной Сирии. Нарам-Син, аккадский правитель из династии Саргонидов, сообщал, что он захватил и сжег Эблу ок. 2240 до н.э. Развалины Телль-Мардиха поражают своими размерами, монументальностью городских стен с четырьмя внушительными воротами и знаменитым обнесенным стенами акрополем. В 1964 группа археологов под руководством д-ра Маттиэ начала раскопки этого телля (холма). Несмотря на всю важность обнаруженных здесь архитектурных, керамических и иных материалов, уникальное значение этого памятника определяется открытием т.н. Архива Эблы, включающего ок. 15 000 клинописных табличек. Они представляют собой крупнейшее из когда-либо найденных собрание текстов раннебронзовой эпохи (приблизительно 3000-2000 до н.э.). Большинство из табличек было обнаружено в 1974 и 1975 в расположенном на акрополе т.н. дворце G. Публикация текстов составила несколько основательных томов. Раскопки, производившиеся в начале 1990-х годов в более поздних слоях, которые относятся ко II тысячелетию до н.э., не принесли новых находок, но предполагается, что они могут быть обнаружены после того, как возобновятся раскопки на территории Дворца. Эбла - город-государство, процветавшее ок. 2300 до н.э. Среди текстов Архива Эблы большинство составляют административные, а также деловые документы, касающиеся торговли тканями, металлами, пищевыми продуктами и иными товарами. Упомянутые в документах топонимы, как правило, местные: Арми или Арманум (Алеппо или его округа), южные города - такие, как Хамат (Хама, расположенная на Оронте), Каркемиш (на берегу Евфрата в непосредственной близости от Эблы), Мари (на Среднем Евфрате), Туттуль, Эмар и Угурат (Угарит, на Средиземноморском побережье, примерно в 80 км западнее Эблы). Особого внимания ввиду своего торгового значения заслуживает Харран, город между реками Белих и Евфрат в Северной Месопотамии. В Эбле и большинстве других упомянутых городов правили лица, носившие (шумерский) титул еп (своего рода царь-жрец). Харраном, однако, правил badalum («князь купцов»). Торговля с удаленными землями обычно осуществлялась поэтапно, последовательными усилиями нескольких торговцев. Такие непрямые контакты расширяли зону влияния городов, подобных Эбле. Например, Эбла импортировала лазурит - возможно, из района современного Бадахшана в Афганистане. Именно торговля более других факторов способствовала распространению цивилизации, а поскольку купцам требовалось вести учет товаров, развивалась и письменность. В том же слое, что и Архив Эблы, была найдена надпись на камне, содержащая (в иероглифической форме) имя и титулы египетского фараона Пепи I. Эта надпись служит не только свидетельством связей между Эблой и Египтом, но и указанием на то, что документы Архива Эблы были составлены после воцарения Пепи I и, соответственно, должны датироваться не ранее 1300-1250 до н.э. Следует также отметить, что Архив относится к тому периоду, когда Эбла имела связи с Египтом, предшествующие концу эпохи пирамид, как и с Месопотамией времени правления великой династии, восходящей к Саргону Аккадскому. Язык табличек из Эблы - эблаитский - принадлежит к числу мертвых семитских языков. Вследствие местоположения Эблы в нем представлены как восточносемитские (преимущественно аккадские), так и западносемитские (такие, как древнееврейские и арамейские) элементы. Надписи Эблы представляют собой классическую месопотамскую клинопись с использованием многочисленных шумерских идеограмм. Короткие слова типа союзов или предлогов переданы шумеро-аккадскими слоговыми знаками, поддающимися произнесению. Силлабическим письмом написаны также имена собственные и топонимы. Очень часто слоговыми знаками выражены суффиксы в конце слова, служившие для выражения падежных и временных форм. Такие же слоговые знаки применяются для обозначения местоименных суффиксов при существительных для выражения притяжательности, а при глаголах для обозначения объекта. Все эти изменяющиеся формы слов служат ключом к реконструкции эблаитского языка. Они более полезны, чем обширные двуязычные словари из Эблы, в которых для толкования шумерского слова приводится его эблаитский перевод. Эти двуязычные словари пригодны лишь для ограниченного использования, потому что включают в себя преимущественно специальные термины, а не повседневную лексику. В текстах из Эблы, даже в тех, что составлены целиком из шумерских идеограмм, соблюдается эблаитский порядок слов, сильно отличающийся от шумерского, что дает важную информацию об эблаитском синтаксисе. Эблаитский язык не был разговорным языком населения Эблы. Им пользовались и в других местах - таких, как Мари, Киш и Тель-Абу-Салабих, и он выполнял функцию международного письменного языка по всему «клинописному миру» Сиро-Палестинского региона и Месопотамии. Тексты составляли писцы для нужд купцов и дипломатов. Вполне вероятно, что люди названных профессий между собой говорили на этом языке, но даже они не могли пользоваться им дома, в кругу семьи. Через аккадский эблаитский язык заимствовал некоторые шумерские слова. Архив Эблы заставил пересмотреть представления о зарождении цивилизации в Передней Азии. Долгое время считалось, что в III и II тысячелетиях до н.э. Сиро-Палестинский регион был отсталой территорией, разделявшей две области с развитой цивилизацией - Месопотамию и Египет. Ранее считалось, что единственными обитателями Сиро-Палестины были кочевники амореи. Теперь, благодаря открытиям в Эбле, мы знаем, что этот регион был населен не кочевыми или полукочевыми племенами, а в нем существовали высокоразвитые города-государства, подобные Эбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения как с Месопотамией, так и с Египтом. Каменная плита, найденная в старой части Иерусалима, может служить подтверждением Библии
Израильские геологи заявили, что каменная плита, содержащая план по реставрации Храма царя Соломона, датируется 9 веком до н.э. Если ее подлинность будет подтверждена официально, находка станет одним из редчайших физических доказательств библейских сказаний. Она может также подкрепить еврейские притязания на Древний город - священное место Иерусалима, в котром, по словам мусульманских религиозных деятелей, никогда не было еврейских храмов. Фрагмент размером с обычный блокнот содержит 15 строчек на древнееврейском, напоминающие тексты второй книги Библии. Слова приписываются королю Иоасу, правившему этой областью 2 800 лет назад. Он приказал священникам взять "священные деньги... и купить строительный камень, древесину и медь, оплатить работников, чтобы они могли служить службы". Если работы будут завершены успешно, "благословенье божье снизойдет на /израильский/ народ", - гласит последнее предложение. Происхождение плиты неясно. Анонимные источники утверждают, что она была найдена мусульманами несколько лет назад при реставрации мечети и в конце концов продана крупнейшему коллекционеру древностей в Иерусалиме, котрый захотел проверить ее подлинность. Эксперты Израильского музея, изучавшие плиту, не исключают возможность подделки. Но специалисты Геологического института Израиля считают ее подлинной. Датирование по углероду подтвердило, что надпись была выбита около 9 го века до н.э. В верхнем слое были найдены микроскопические частицы золота, котрые впечатались в камень при разрушении здания. Геологи полагают, что табличка вместе с другими золотыми предметами находилась в Храме царя Соломона, разрушенного вавилонянинами в 586 в. н., - передает "Associated Press". В Британском музее найдена клинописная табличка с именем библейского персонажа
Профессор Венского университета Михаэль Юрса обнаружил в собрании клинописных табличек Британского музея древний текст, который подтверждает то, что книги Ветхого Завета основаны на исторических фактах. Исследуя вавилонские финансовые счета среди этих табличек, профессор Юрса неожиданно наткнулся на имя, которое показалось ему знакомым – Набу-шаруссу-укин, которого в этом 2 500- летнем документе называли главным евнухом Навуходоносора II, царя Вавилонского. Профессор Юрса, специалист по Ассирии, сверился с Ветхим Заветом, и здесь в главе 39 Книги Иеремия нашел то же имя в другом написании – Сарсехим (Небо-Сарсеким в английском варианте перевода Библии). Сарсехим, по книге Иеремии, был «начальником евнухов» Навуходоносора, и был с ним во время осады Иерусалима в 587 году до н.э., когда вавилоняне захватили город. Небольшая табличка является счетом-распиской, подтверждающим, что Набу-шаруссу-укин заплатил 75 кг золота вавилонскому храму. Табличка датируется 10 годом правления Навуходоносора II, 595 годом до н.э., за 12 лет до осады Иерусалима. Свидетельства из не-библейских источников в отношении людей, упомянутых в Библии, не являются чем-то невиданным, но Набу-шаруссу-укин был бы сравнительно незначительной фигурой. «Это фантастическое открытие, находка мирового уровня», – говорит доктор Финкель. – «Если Сарсехим существовал, какие еще незначительные персонажи Ветхого Завета существовали? Упомянутая мимоходом деталь Ветхого Завета оказалась точной и правдивой. Я полагаю, это означает, что все повествование в книге Иеремии обретает новую силу». Полный перевод содержимого таблички выглядит так: «(Касательно) 1,5 мин (0,75 кг) золота, собственности Набу-шаруссу-укина, главного евнуха, которые он отправил через Арад-Баниту, евнуха, в храм Эсангила: Арад-Баниту доставил золото в храм Эсангила. В присутствии Бел-Усата, сына Алпайи, королевского телохранителя, и Надина, сына Мардук-зер-ибни. Месяц XI, день 18, год 10 от начала правления Навуходоносора, царя Вавилонского». По материалам: Благовест-инфо
http://www.religare.ru/news43458.htm
Найдена печать Темеха
Одна из известнейших израильских археологов, доктор Эйлат Мазар, объявила о важной находке: во время раскопок на территории Города Давида, возле стены Старого города, найдена каменная печать с именем упоминаемого в Библии рода Темех, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org < со ссылкой на news.israelinfo.ru<. Возраст печати — около 2.5 тысяч лет. На ней изображены бородатые храмовые служители у жертвенника, над которым висит полумесяц — символ вавилонского бога Сина, а внизу выгравированы три еврейские буквы, образующие имя «Темех». Род Темех упоминается в книге Неемии: там сказано, что эта семья была угнана в вавилонский плен при Навуходоносоре, а затем вновь вернулась в Иерусалим. Мужчины из рода Темех были служителями первого Храма, и печать, по-видимому, была привезена одним из них из Вавилона: об этом свидетельствует изображенные на ней символы. Доктор Мазар сообщила, что печать найдена поблизости от того места, где во времена Неемии жили храмовые служители. «Печать Темеха дает нам прямую связь между археологией и Писанием — она подтверждает существование семьи, упомянутой в Библии», — говорит археолог. Подробный доклад о своем открытии доктор Мазар сделает в воскресенье на Герцлийской конференции, сообщает Jerusalem Post.
Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |