- Тематический поиск |
|
Архелогические находки Ветхого Завета. Часть 7
Печать министра Седекии
Древняя печать подтверждает библейскую историю. Израильские археологи в ходе раскопок древнего города Давида в Иерусалиме обнаружили печать возрастом 2,6 тыс. лет, принадлежавшую министру царя Седекия. Находка подтверждает правдивость истории о том, что пророк Иеремия был убит по просьбе вельмож царя. Печать, или булла, с именем Гедалиаху бен Пасхор (Годолия, сын Пасхора) была обнаружена в нескольких метрах от другой печати с именем второго министра Иехухал бен Шелемияху (Юхал, сын Селемии), найденной три года назад, сообщает Haaretz. Оба министра упомянуты в Книге Иеремии (Иеремия 38:1-4) вместе с двумя другими министрами, которые пришли к царю Седекии с требованием предать смерти пророка Иеремию, призывавшего жителей осажденного города сдаться врагу. "И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. (Иеремия 38:1-4)"
Источник - Haaretz<
Свидетельство о Валааме
Источник - http://www.bible-mda.ru/< В марте 1967 году на востоке Иорданской долины, на холме под названием Телль Дейр Алла (Tell Deir ‘Alla) голландская экспедиция во главе с профессором Хенком Фрэнкеном (Henk J. Franken) производила раскопки древнего языческого святилища (капища). Этот телль был идентифицирован некоторыми учеными как библейский Сокхоф (Быт. 33:17), другими — как Пенуэл (Бы. 32:30). В святилище была обнаружена обрушившаяся со стен во время одного из землетрясений штукатурка с надписью на древнем диалекте арамейского языка. К 1972 году слипшиеся куски штукатурки были аккуратно отсоединены друг от друга, и восстановлен исходный текст, который распадается на два больших фрагмента, имеющих совершенно различное содержание. В 1976 году текст был впервые опубликован, но его восстановление и уточнение продолжилось. Культурный слой, в котором находилась штукатурка с надписью, был датирован VIII веком до Р. Х. по керамике и IX-VIII вв. — радиоуглеродным методом. Палеографический анализ надписи окончательно дал окончательную датировку — середина VIII в. до Р. Х. Однако особенности арамейского языка надписи показывают, что, прежде чем текст был написан на стене святилища, он претерпел определенную редакцию в течение долгого времени — возможно, нескольких сотен лет. Фрагмент I замечателен тем, что в нем говорится о личности, известной прежде только из Священного Писания Ветхого Завета — о Валааме, сыне Веоровом (rA[B.-!B, ~['l.Bi, Билам бен Беор), который почитался в данном святилище как прорицатель. Уже первые слова фрагмента I, написанные красными чернилами и являющиеся подзаголовком части текста, гласят: «Книга [или: слова] [Ва]лаама, [сына Веорова], человека, который был боговидцем». Как и повествование книги Чисел в 22-24 глав, надписи описывают Валаама в качестве прозорливца и называют его «боговидцем». Валаам, сын Веоров, предстает свидетелем собрания богов, которые пытаются упросить либо бога солнца Шамаш, либо богиню преисподней Шагар (чтение текста не вполне ясно) навсегда покрыть небеса облаками, дабы наступила темнота и прекратилась греховная жизнь людей на земле. Что происходит после этого — не вполне понятно; видимо, с помощью магии Валааму удалось предотвратить катастрофу. В сохранившихся строках не описаны события, зафиксированные в Библии и ни разу не встречается имени Господь (Ягве). Однако имеется ряд сходных фраз при описании Валаама («и пришел Бог к Валааму ночью», Числ. 22:20; «и встал Валаам поутру», Числ. 22:13, 21). Вот этот текст в реконструкции Андрэ Лемэра (Andre Lemaire): 1. Надпись [Ba]лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним 2. согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!» 3. И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он 4. сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он 5. сказал им: «Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались 6. и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: «Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияю- 7. щего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем ?] стриж, 8. летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, 9. голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. [cовер]шенно свобод[но ...]
Значение находки трудно переоценить. Книга Чисел повествует о противостоянии еврейского народа и моавитского царя Валака, испуганного вторжением израильтян в Ханаан и пригласившего для противодействия им месопотамского волхва и прорицателя Валаама в надежде победить евреев не вооруженным путем, а духовным оружием — магией и колдовством. Однако хитроумный план Валака не удался — в момент магических волхвований Валаам, неожиданно для себя, встретившись с неведомым ему до того момента истинным Богом, вместо проклятия посылает народу Израилеву благословения. Особенно замечательным является его четвертое благословение, в котором Валаам поэтически предсказывает пришествие могущественного израильского царя, «звезды от Иакова» и «жезла от Израиля» (Числ. 24:17). Это пророчество о Мессии имело огромное значение для последующей жизни Израильского народа. Некоторые скептические комментаторы Священного Писания подвергали сомнению историчность личности Валаама. Надпись из Телль Дейр Алла не только отвергает этот скептицизм, но и демонстрирует, что в связи с известностью и популярностью месопотамского волхва у язычников Палестины, израильтяне, вероятно, узнали о пророчествах Валаама опосредованно, из уст язычников, которые были свидетелями валаамовых пророчеств. Этим и можно объяснить некоторое литературное сходство надписи из Тель Дейр Алла и библейского текста. Давид и дом Давидов
Из артефактов последнего времени весьма интересной и важной является находка в 1993-1994 годах стелы в Тель Дане (Tel Dan), на холме в северной Галилее у подножия горы Ермон, у одного из рукавов Иордана. Руководитель раскопок Аврахам Биран (Avraham Biran) и его археологическая группа из Школы библейской археологии Нельсона Глюка при Институте религий Еврейского объединенного колледжа работали здесь на протяжении 27 лет. В 1993 году был найден первый фрагмент стелы — фрагмент А, летом 1994-го — части 1 и 2 фрагмента В. Стела палеографически датируется серединой или второй половиной IX века до Р. Х. и содержит выражения «дом Давидов» и «царь Израилев». Надпись на стеле — первый случай, когда имя Давида было найдено в древнем внебиблейском источнике. Особенно замечательно, что в надписи говорится не о «Давиде», а о «доме Давида», т. е. о династии великого израильского царя: dwdtyb BYTDWD «Дом Давида» (строка 9). В русском редакторском комментарии к книге Райт Дж.Э. Библейская археология. СПб., 2003, выполненном А.Б. Никитиным, достаточно безапелляционно утверждается, что «найденный в 1993 г. на городище Тель Дан фрагмент стелы с арамейской надписью, в которой упоминается «дом Давида» (BYTDWD), оказался подделкой (ее автор имел весьма слабое представление о нормах арамейской грамматики, поэтому разоблачить подделку удалось довольно легко)» (с. 157). А.Б. Никитин дает при этом ссылку на две статьи из журнала Bibilical Archaeology Review ("David" Found at Dan // BAR, 20:02, 1994 March/April и Biram A. More Fragments from "David" Stela Found at Dan // BAR, 20:05, 1994, Sep/Oct.), которые не содержат подобного рода «разоблачений», а всего лишь описывают открытие стелы. Артефакт (фрагменты А и В 1-2) может быть интерпретирован как часть воздвигнутой в Дане победной стелы дамасского царя (вероятно, Хазаэля), в которой упоминается о его победах, в частности, над израильскими царями: «И вторгался царь И[з]раилев раньше в землю отца моего. ‹...› [Я убил Ио]рама, сына [Ахава], царя Израилева, и [я] убил [Охоз]ию, сына [Ахава, ца]ря дома Давидова» (строки 3–4, 7–9).
Надпись замечательна тем, что дает внебиблейское подтверждение историчности династии Давида и указывает, что термин «дом Давида» был в ходу не только в Израиле и Иудее, но и у окрестных народов. Значит, происхождение царской израильской династии от Давида было известно язычникам, что важно в свете позднейшего осмысления библейских пророчеств о рождении Мессии от Давида. В журнале Bibilical Archaeology Review, действительно, имела место критика расшифровки фразы BYTDWD Аврахамом Бираном как «дом Давидов». В статье Davies Ph.R. “House of David” Built on Sand: The Sins of the Biblical Maximizers // BAR, 20:04, 1994, July/Aug. предлагаются альтернативные чтения этой фразы как названия местности — например, Beth-dod или Bethdaud, причем делается особый акцент на том, что между словами BYT и DWD нет разделительной точки, которая употребляется в других случаях в надписи. И все же стела не объявляется подделкой, а лишь оспаривается интерпретация надписи. Ответ Ф. Дэвису был дан в любопытной статье Rainey A.F. The “House of David” and the House of the Deconstructionists // BAR 20:06, 1994, Nov/Dec. В ней показана порочность методологического подхода Ф. Дэвиса к интерпретации артефактов. Филип Дэвис причисляет себя к сторонникам движения «библейских минималистов», которые отдают предпочтение интерпретации, умаляющей достоверность библейского повествования. Однако Энсон Рэйни справедливо называет их «деконструктивистами» (deconstructionists) — т. е. людьми, сознательно пытающимися истолковать артефакты так, чтобы найти противоречие с текстом Библии. Э. Рейни напоминает, что разделительный знак часто опускается в тех фразах и выражениях, которые являются хорошо известными собственными именами. «Дом Дэвида» был, конечно же, таким специфическим политическим и географическим названием в середине IX в. до Р.Х.», — пишет Э. Рейни и приводит ряд примеров, среди которых и надпись из Тель Дейр Алла: в строке 4 читается BL‘M.BRB‘R (Валлам сын Веоров), где точка является словоразделяющим символом. Здесь личное имя BL‘M (Валаам) отделено от фразы BRB‘R (сын Веоров), в которой BR (сын) уже не отделяется на письме явным знаком от B‘R (Веор). Это — общий случай характерной для семитских языков сопряженной формы, которая имеет место и в варианте BYTDWD. Э. Рейни указывает и другие примеры (там же). В заключение он пишет: «как изучающий древние надписи на языке оригинала, я несу ответственность за то, чтобы предупредить непрофессиональную аудиторию, что что новая причуда, «деконструктивистская школа», представленная Филипом Дэвисом и ему подобными, является просто кругом дилетантов. Их взгляд, что ничто в библейской традиции не возникло ранее персидского периода, особенно отвержение ими существования объединенного [израильского] царства, является вымыслом их тщетного воображения. Выражение «дом Давида» Тель Дан и Моавитском камне звучат похоронным звоном их показному тщеславию. Библейская наука и изучение должны полностью игнорировать «деконструктивистскую школу». У них нет ничего, чему нам надо было бы у них учиться» (там же). Найденная стела позволила прочитать выражение «дом Давидов» и на знаменитом моавитском камне (найденном в 1868 и известном также как стела царя Меши), что также подтверждает важность аналитической работы даже с артефактами, известными науке уже на протяжении 140 лет. Внебиблейское свидетельство о Мардохее
Не меньший интерес представляет доказательство историчности еще одной личности Ветхого Завета — двоюродного брата Есфири Мардохея (в масоретском произношении Мардохай). Это вавилонское имя употреблялось у живших в плену иудеев, что видно из списков возвратившихся из плена вместе с первосвященником Иисусом и князем Зоровавелем иудеев в 538 году до Р. Х. (см. Ездр. 2:1-2; Неем. 7:6-7). Имеется около 30 клинописных табличек, датируемых между 505 и 499 гг. до Р. Х., в которых употребляется имя «Мардука» или «Мардуку» (PF 81, 412, 489, 790, 863, 941, 942, 991, 1183, 1236,1581, 1858, PT1, 84 и др.). Одна клинописная табличка, найденная в Борсиппе (культовом городе-спутнике Вавилона) и датируемая периодом конца царствования Дария I или началом царствования Ксеркса I, является уникальной: она повествует о высокопоставленном чиновнике по имени Мардука (Marduka), который был финансовым инспектором (sipir) при персидском дворе в Сузах. Налицо тождество не только с еврейским произношением имени — Мардокай, но и в том, что клинописный Мардука, как и библейский Мардохей, занимал высокопоставленную должность при персидском дворе в Сузах во времена Ксеркса I. Можно с большой долей вероятности утверждать, что это — одно и то же лицо. «Постоянно используемое выражение книги Есфирь о Мардохее как «сидящем при царских вратах» указывает на его статус судьи или придворного чиновника персидского двора до момента его возвышения как визиря, — пишет Р. Гордис (R. Gordis). — Но слишком маловероятно существование двух высокопоставленных чиновников с одним именем в одно время и в одном месте». К такому же выводу приходит и автор археологического исследования о книге Есфирь Карей Мур (Carey A. Moore), считающий, что «для нас лучше всего заключить, что история Мардохея вполне может иметь истинное ядро». Конечно, для скептика всегда остается место сомнению, однако приведенный факт свидетельствует в пользу историчности личности Мардохея. Историчность Голиафа
В ноябре 2005 года в ходе раскопок в Телль эс-Шафи (Tell es-Shafi), где некогда существовал древний город филистимлян Геф, израильские археологи из Университета имени Бар-Илана (Bar-Ilan University), нашли на глубине примерно 2 м небольшой фрагмент керамического изделия, вероятно — чаши. На этом осколке ученые обнаружили надпись древним семитическим шрифтом, которая, по словам руководителя раскопок, декана археологического факультета Эрин Мэйр (Aren Maeir), содержит слова, соответствующие филистимскому звучанию имени Голиафа. Находка датируется примерно 900 г. до Р.Х., что несколько позже периода, когда жил библейский воин Голиаф, с которым успешно сразился будущий израильский царь Давид (около 1000-961 гг. до Р.Х). Но то, что холм Тель Эс-Шафи современными археологами ассоциируется с остатками филистимского города Гефа, о котором в Священном Писании говорится как о родине Голиафа (1 Цар. 17:4), позволяет предположить, что надпись является свидетельством хранившегося в данном месте исторического предания о Голиафе. Надпись может рассматриваться как внебиблейское подтверждение историчности филистимского воина. По словам Э. Мейр, «я не нашел скелет Голиафа с дырой в его черепе, но это — первое археологическое свидетельство из Палестины, которое характеризует как крайне правдоподобную» библейскую историю. Таким образом, теперь «у нас есть прекрасное свидетельство того, что имя Голиафа, которое появляется в Библии в контексте истории Давида и Голиафа, ‹...› не является более поздней литературной выдумкой». Значение археологической находки стоит в одном ряду с произведенной несколько лет назад расшифровкой кумранской библейской рукописи 1 книги Царств 17:4 (4QSama), в которой рост Голиафа указан как 4 локтя и 1 пядь (примерно 2 м 10 см), что соответствует данным греческого перевода Семидесяти и снимает вопрос относительно масоретского средневекового варианта древнееврейского текста, где, вероятно, вследствие ошибки переписчика, рост Голиафа был указан как 6 локтей и 1 пядь (примерно 3 м 10 см). Обнаружено еще одно подтверждение событий Ветхого Завета
20.02.2004 В Израиле в районе Эйн-Геди археологи университета Бар-Илан обнаружили свидетельства, подтверждающие ветхозаветную историю о возвращении евреев из вавилонского плена. В одной из пещер в скалах Иудеи были найдены стеклянные и золотые бусы, бронзовые зеркала, алебастровые сосуды, подвеска, масляная лампа и палочка для нанесения макияжа. Ученые полагают, что украшения были изготовлены в Вавилоне. Особенное впечатление на них произвела печать с изображением вавилонского жреца, поклоняющегося богу Луны. Возраст находки приблизительно 2500 лет. Именно ко времени появления этих предметов Ветхий Завет относит завоевание царем Вавилона Навуходоносором Иудейского царства и пленение его населения. Он переселил евреев в Вавилон. После падения Нововавилонского царства под ударами персов, спустя 60 лет, царь Кир, основатель династии Ахеменидов, позволил евреям вернуться домой. По сведениям ученых, район Эйн-Геди, который заселили освобожденные иудеи, пользовался покровительством Персии и экономически процветал. Ценность открытия заключается, помимо прочего, в том, что подобных материальных свидетельств вавилонского пленения обнаружено крайне мало. Последние находки этого периода были сделаны 40 лет назад.
http://old.eparhia-saratov.ru<
Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |