|
Геологические часы и Библейская хронология
Источник - Книга Бэрри Сеттерфилд, 31 июля 1991 г.
Библейская хронология РАЗДЕЛ 1: СВЕТ И ВРЕМЯ - Перейти на данную тему РАЗДЕЛ 2: БИБЛЕЙСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - Перейти на данную тему РАЗДЕЛ 3: БЫТИЕ, ИОВ И ГЕОЛОГИЯ - Перейти на данную тему 1. ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ. A. ИЗБЫТОК ПРОБЛЕМ. Существует несколько систем для определения Библейских дат. Результатом этого являются "длинные" или "короткие" хронологии того или иного типа. Но даже в пределах данной хронологической системы очевидны различия в дате, скажем, рождения Авраама. Тому есть несколько причин. Во-первых, вопрос о продолжительности пребывания евреев в Египте дискутабелен. Во-вторых, оспаривается и общая продолжительность эпохи Судей. В-третьих, предполагаются различные варианты последовательности правления еврейских царей. Более того, хронология, предшествующая Аврааму, должна преодолеть трудности расхождения между Массоретским Текстом (МТ) и Септуагинтой (LXX) в Бытии 5 и 11. B. СЕДЬМЫЕ ГОДЫ. Вдобавок, есть попытки установить хронологии через Седьмые Годы. В действительности, существует запись последовательности этих лет. Например, 163/162 г. до н.э., 135/134 г. до н.э. и 37/36 г. до н.э. были Седьмыми Годами (У.Е.Филмер, "Хронология царствования Ирода Великого", Журнал теологических исследований, т. 17, ее. 283-298, октябрь 1966 г.). Седьмый Год длился от Тишри до Тишри по еврейскому календарю. Месяц Тишри соответствует сентябрю/октябрю. Однако, из этого нельзя определить хронологию. Причина проста: последовательность Седьмых Годов изменилась по Возвращении из Изгнания. В действительности, Библия показывает, что само Вавилонское пленение произошло из-за несоблюдения евреями данного Седьмого Года (2 Пар.36:21, Иеремия 25:11, и т.д.). Поэтому с помощью Седьмых Годов нельзя установить, скажем, такую важную дату, как Вступление в Ханаан. C. НАША ЦЕЛЬ. Таким образом, разнообразие выборов приводит к несоответствию дат. Наша цель - изучить все эти расхождения и установить результаты, которые были бы в соответствии с историческими и археологическими свидетельствами. Проблема Библейских расхождений стирается в этом процессе. 2. ПОЧТИ ЗАБЫТЫЙ ПРИНЦИП. Существует один Библейский принцип, который часто не принимается во внимание. Годы, в которые сыны Израиля были не в ладу с Господом, как правило, опускаются из Библейской записи. Это хорошо проиллюстрировано тремя вышеприведенными примерами, и это дает нам ключ к согласованию Библейских утверждений, кажущихся противоречащими друг другу. Рассмотрим по очереди эти примеры. 3. ПРЕБЫВАНИЕ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ. А. СВИДЕТЕЛЬСТВА МОИСЕЯ. В вопросе о пребывании евреев в Египте несколько текстов Писания имеют значение. Есть простое утверждение Моисея в Исходе 12:40-41, что сыны Израилевы находились в Египте 430 лет. И действительно, это было РОВНО 430 лет. "По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день..." День, когда Иаков (Израиль) и сыновья его вошли в Египет и предстали перед фараоном, был наверняка отмечен в летописях времен Моисея. Если кто и знал об этом точно, то именно Моисей. Слова Моисея подтверждаются и Божьим пророчеством Аврааму в Бытии 15: 13-14, о том, что потомки Авраама будут угнетены 400 лет в чужой земле. Это означало, что политическая перемена климата началась через 39 лет после того, как Иосиф стал первым министром, и за 41 год до его смерти в 110 лет. Более того, Божье пророчество Аврааму гласило, что потомки вошедших в Египет лишь в четвертом роде возвратятся в Землю Обетованную (для дальнейших деталей о Египте см. приложение). B. ПОЧЕМУ УМЕНЬШАЮТ ЭТИ 430 ЛЕТ? Существуют, однако, две причины, по которым эти 430 лет пребывания в Египте часто сокращают. Первая причина - генеалогические летописи, вторая - слова Павла из Послания к Галатам 3:16-17. По поводу первой причины мы можем сослаться на Моисея. Имен его родителей нет в начале Книги Исхода, но в 6:20 мы читаем, что Амрам родил Моисея. Это с необходимостью преполагает краткое пребывание, поскольку Амрам был сыном Левин, который вошел в Египет с Иаковом! Однако это невозможно, поскольку противоречит другим главам Писания - во-первых, прямому утверждению Господа Аврааму о четвертом поколении; во-вторых, сразу после Исхода, когда израильтяне были сочтены, Амрамиты насчитывали 8.600 мужчин - так говорят Числа 3:17-19 и 27-28. Для одной жизни - слишком много двоюродных и прочих родственников. Какова же отгадка? C. ПРИЧИНА НЕСООТВЕТСТВИЯ. В ходе исследования Писания причина генеалогического несоответствия становится очевидной. В действительности, много других генеалогий сынов Израиля в Египте исследовалось так же, как и генеалогия Моисея. Приводятся имена сына Иакова (Левин в случае с Моисеем) и сына, вошедшего с ним в Египет (Амрама). Но генеалогические списки ЧАСТО ОПУСКАЮТ ИМЕНА РОЖДЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ПРИСТАНИЩА (временного пребывания), и возобновляются только во время Исхода. Список не включает имена того периода, когда Сыны Израиля отвернулись от Бога и поклонялись египетским богам. Несколько исключений подтверждают это положение. D. ИСКЛЮЧЕНИЕ РОДА ИУДЫ. Основной пример - потомки Иуды. Его внук Есром пришел в Египет вместе с Иудой (Быт.46:12). Но далее говорится, что Есром родил Арама, который родил Аминадава (Руфь 4:19,20), который родил Наассона, возглавившего род Иуды в пустыне (Числа 1:7). Когда в пустыне была "перепись населения", сыну Наассона, Салмону, не было и двадцати. Но именно он вступил в Ханаан и взял в жены распутную Рахаву (Руфь 4:20, 1 Пар.2:10,11). Это перечисление на деле подтверждает Господне пророчество Аврааму о том, что Сыны Израиля вернутся в Ханаан в 4-м поколении. Есром пришел вместе с Иудой, но Арам, Аминодав и Наассон родились в Египте. Только Салмон был жив при завоевании Ханаана. Это резко контрастирует с сокращенной генеалогией Моисея, которая, как мы видим, иллюстрирует принцип опускания имен. E. ПРИМЕР ИЗ МАТФЕЯ. Интересно, что генеалогия Матфея также опускает 4 имени при перечислении истоков Мессии, причем три из них - последовательно. Если сравнить пропущенные Матфеем имена с генеалогией Исхода, принцип опускания становится очевиден: имена тех, кто знал праведный путь, но свернул с него, дабы поклоняться иным богам, ОПУЩЕНЫ в Святом Писании. ГОДЫ, в течение которых это происходило, также часто опускаются, что и дает сокращенную хронологию. Это урок для всех нас! F. СЧИТАЯ ГОДЫ. Однако есть и другая причина, по которой 430-летняя история пребывания евреев в Египте была сильно сокращена. Ее можно найти у Павла в Гал.3:16-17. Там сказано, что прошло 430 лет от Обетования Аврааму до Закона горы Синай. Некоторые отсчитывают 430 лет от вступления Авраама в Ханаан в возрасте 75 лет. Этот подход отнимает 215 лет от общего числа лет пребывания в Египте. И, напротив, некоторые отсчитывают 430 лет от Завета, когда Аврааму было 99. Таким образом вычеркивается 191 год. Эти краткие хронологии допускают только 144 или 168 лет соответственно от кончины Иосифа до Исхода вместо 359 лет. Несмотря на то, что эти хронологии увязывают между собой некоторые Библейские высказывания, они противоречат словам Самого Господа, сказанным Аврааму: что Египетская скорбь продлится 400 лет. Проблема и в том, как могли 70 сыновей Израиля стать 2-3-миллионным народом всего за 150 лет от смерти Иосифа до Исхода. G. ЕСТЬ ЛИ ОТВЕТ? (1). ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ 3 ЦИТИРУЕТ БЫТИЕ 15. Ответ можно найти, если сравнить Быт.15 и 46:2-4 с Гал.3:16 и 17. В Гал.3:16 специально рассматривается изначальная форма обетования, данного Аврааму, из Быт.15. Быт.15:5: "столько будет у тебя потомков" цитируется в Гал.3:16. Более того, Быт.15:6: "Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" цитируется в Гал.3:6. Важно заметить, что этот отрывок из Быт.15 содержит два основных пункта нашего исследования. Во-первых, Бог обещает дать землю Палестины потомкам Авраама через Исаака. Во-вторых, Он говорит, что они станут владеть этой землей лишь после 400 лет угнетения в Египте, и лишь после этого выйдут "с большим имуществом". Это - полнозначные термины Завета. Интересно, что Бог обращался к Аврааму восемь раз, и лишь один раз были полность даны эти детали. (2). КОГДА ДЕТАЛИ ПОДТВЕРДИЛИСЬ? Продолжение данного отрывка из Послания к Галатам в 3:17 относится к подтверждению этого обетования, а не к тому, как оно было дано. Авраам ничего больше не слышал на эту тему после того, как Господь впервые сказал об этом (Быт.15). При двух явлениях Бога Исааку (Быт.26:1-5, 23-24) ему было сказано, что Земля Обетованная будет принадлежать его потомкам, но полного подтверждения пребыванию в Египте дано не было. Более того, ему было сказано: "не ходи в Египет!" И затем Господь шесть раз явился Иакову. Из этих раз в первый, пятый и шестой упоминается Завет Аврааму. Таким образом, Господь восемь раз являлся Аврааму и восемь раз - его потомкам. (3). ДЕТАЛИ. СООБЩЕННЫЕ ИАКОВУ. Из всех этих явлений Господа Послание к Галатам говорит только об одном, особом, в котором шла речь о Египте и Исходе. Был только один случай, когда Господь действительно подтвердил эти подробности, как требовалось в Гал.3:17. Это было шестое и последнее явление Бога Иакову, в Быт.46:2-4, как раз когда тот отправился в Египет из Ханаана. Там было подтверждено пребывание в Египте и то, что от Иакова произойдет великий народ, который впоследствии вернется в землю, покидаемую Иаковом. Текст Послания к Галатам свидетельствует, что это подтверждение было дано за 430 лет до принятия Закона на горе Синай, сразу после Исхода. Это полностью соответствует словам Моисея в Исх.12. В соединении с вышеприведенным решением генеалогической проблемы все Библейские утверждения на эту тему полностью согласуются друг с другом. 4. ВРЕМЕНА СУДЕЙ. A. ЛУКА ГОВОРИТ О 573-х ГОДАХ - СОЛОМОН О 480-ти! Принцип опускания имен иллюстрируется также и полным периодом Судей. В 3 Цар.6:1 говорится, что прошло 480 лет от Исхода до 4-го года царствования Соломона. Однако, по другим Писаниям, общая длина этого периода достигает 573 лет. Они складываются из 40 лет в пустыне (Деян.13:18), 450 лет при Судьях (Деян.13:20), 40 лет при Сауле (Деян.13:21), 40 лет при Давиде (3 Цар.2:11) и 3 лет при Соломоне (3 Цар.6:1). Таким образом, получается 573 года, или на 93 года больше, чем сказано в 3 Цар.6:1. Это несоответствие занимало многие умы. B. СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕЙ ЦЕРКВИ. Но у ранней церкви нет никаких сомнений относительно хронологии того периода! Ее писания утверждают, что время Судей длилось 450 лет. Один из типичных примеров тому исходит из 150 г.н.э., когда Теофилус писал Аутоликусу. Он выяснил, что от смерти Иисуса Навина, судившего Израиль 32 года, до смерти Давида прошло 498 лет [(450 - 32) + 40 + + 40], (см."Теофилус к Аутоликусу", в кн. "Доникейские отцы", кн.III, главы 23-30, Э.Роберте и Дж.Доналдсон, Ирдмэнз Паб.Ко.). Прибавив сюда полные три года царствования Соломона плюс 32 года при Навине, плюс 40 лет в пустыне, легко сосчитать, что получается 573 года от Исхода до начала возведения Храма. Это полностью соответствует Деяниям. Почему же тогда в 3 Цар.6:1 на 93 года меньше? С. "ПОТЕРЯННЫЕ" 93 ГОДА НАХОДЯТСЯ В КНИГЕ СУДЕЙ! В поисках ответа следует обратиться к Книге Судей! В ней сказано, что народ Израиля был наказан за грехи 5 раз за период между Исходом и царствованием Соломона: 8 лет при Царе Месопотамском (Суд.3:8), 18 лет при Царе Моавитском (Суд.3:14), 20 лет при Царе Ханаанском (Суд.4:2-3), 7 лет при Мадианитянах (Суд.6:1) и 40 лет при Филистимлянах (Суд.13:1). Поразительно, что в сумме это дает ровно 93 года - именно столько "недостает" в 3 Цар.6:1! Ясно, что здесь сработал описанный выше принцип опускания. 5. СКОЛЬКО ЛЕТ ОТ СОЛОМОНА ДО НАВУХОДОНОСОРА? A. ХРАМ РАЗРУШЕН В 586 г. до н.э. Третий период истории Израиля, время царствования еврейских царей, наглядно подтверждает этот принцип. Более того, несмотря на сложные схемы последовательностей царствований, Писание вновь и вновь является лучшим комментарием к самому себе в вопросе о датах. Чтобы установить точную продолжительность данного периода, имеет смысл начать с даты, относительно которой практически нет противоречий. Дата падения Иерусалима и разрушения храма Навуходоносором - 586 г. до н.э. с точностью ±1 год. B. СВЕДЕНИЯ ИЗ КНИГИ ИЕЗЕКИИЛЯ. Имея эту дату, мы движемся далее к Пророку Иезекиилю. В Иез.4:1-5 пророк говорит об осаде Иерусалима. Ему было повеление лежать на левом боку 390 дней, по дню за каждый год беззакония Израиля. Северное царство Израиля откололось от Иуды сразу после смерти Соломона. Это был первый год царствования Ровоама. В Израиле тогда существовало идолопоклонство, с той поры и далее (2 Пар. 10,11). Обращение Господа к Израилю через Иезекииля свидетельствует о том, что от разделения царства до разрушения Иерусалима прошло 390 лет. Эта информация помещает разделение в [586 + 390] = 976±1 г. до н.э. Интересно, что д-р Сидлоу Бэкстер, исходя из одного лишь Писания, включая только установленные периоды между царствованиями и последовательности царствований, помещает это разделение в 975 г. до н.э. (см. "Исследуй Книгу", урок 35, с. 120-121, Зондерван). Писание, таким образом, внутренне последовательно. C. ВКЛЮЧАЯ ДАТУ ИЗ АГГЕЯ. Заметим, что период от начала возведения Храма до разделения царства включает 36 лет правления Соломона. Это относит начало строительства Храма к [976 + 36] = 1012±1 г.до н.э. Перекрестная проверка этой даты вновь подтверждает состоятельность Библии. После разрушения Храма Навуходоносором, его возрождение в полную силу началось лишь тогда, когда пророк Аггей побудил к этому людей. Бог сообщил через Аггея, что время Опустошения Земли и Храма миновало, м что "от сего дня Я благословлю их..." (Агг.2:19). Забыв ненадолго о том, что это подтверждает пророчество Иеремии о 70-ти годах, связанное с Храмом, буквально ДЕНЬ В ДЕНЬ, мы отметим лишь, что год был 520 до н.э. Это был второй год Дария (Агг.1:1), чему нет противоречий. D. ПРОПУЩЕННЫЕ 70 СЕДЬМЫХ ГОДОВ. Имея дату 520 г. до н.э., мы обращаемся к утверждениям из Иер.25:11 и 2 Пар.36:21 вместе с Лев.26:33 и т.д. Из них мы узнаем, что Вавилонское пленение должно было длиться 70 лет, так, чтобы ЗЕМЛЯ могла "удовлетворить себя за субботы свои". Речь шла о покое земли в каждый Седьмой Год, провозглашенное в Лев.25:1-8. Со времени, когда был построен Храм, есть лишь одно письменное упоминание о том, что Суббота Земли соблюдалась; было это во времена Езекии (4 Цар.19:29). В 520 г. до н.э. Господь указал, что Субботы Земли и Храма были полными после 70 лет перерыва. Иными словами, Субботы не соблюдались последовательно в течение [70 х 7] = 490 лет. Е. ХРАМ И ЦАРЬ САУЛ. Если мы отсчитаем назад 490 лет от 520 г. до н.э., то вернемся в 1010±1 г. до н.э. год к строительству Храма. Дата постройки Храма может быть, таким образом, зафиксирована как 1011 ±2 г. до н.э. Снова Писание - лучший комментарий самому себе! Общее время с начала храма Соломона до его разрушения Навуходоносором было, следовательно, равно (1011 - 586) = 425 лет. Царство Евреев длилось от воцарения Саула до разрушения Храма. Таким образом можно предположить, что этот период длился (40 + 40 + 4 + 425) = 509 лет. Следовательно, Саул стал царем в 1095±2 г. до н.э. Интересно отметить, что доктор Лоуренс Даф-Форбс, великий ученый, исследователь Библии и иудаизма, называет 1096 г. до н.э. годом коронации Саула; в результате получается, что до разрушения Храма прошло 510 лет Царства (см. "Виноградник", июль 1991, с.З). Таким образом, доктор Сидлоу Бэкстер и доктор Даф-Форбс приходят к одному и тому же выводу, как показано в табл. 1 на с.40. Библейская хронология дает нам последовательные, содержательные выводы. 6. КОГДА РОДИЛСЯ АВРААМ? A. ДЛИННАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Если дата сооружения Храма - 1011 ±2 г. до н.э., то, возвращаясь на 573 года назад, к Исходу, мы получаем дату Исхода - 1584±2 г. до н.э. Более того, добавив 430 лет пребывания Сынов Израиля в Египте, получаем дату входа Иакова (Израиля) - 2014 г. до н.э. Иосиф, таким образом, стал главным визирем в Египте примерно на 9 лет раньше, в 2023 г. до н.э. Иакову же было 130 лет, когда он предстал перед фараоном (Быт. 47:9), что определяет дату его рождения как 2144 г. до н.э. Поскольку на момент рождения Иакова Исааку было 60 лет, то, следовательно, Исаак родился в 2204 г. до н.э., что означает, что Авраам родился на 100 лет раньше, в 2304 г. до н.э. Погрешность в дате рождения Авраама может быть не больше, чем ±5 лет. Довольно интересно, что традиция Корана, базирующаяся на генеалогии Ишмаила, указывает, что Авраам родился около 2300 г. до н.э. B. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАННЕЙ ЦЕРКВИ. Путешествие Авраама в Египет состоялось, таким образом, в [2304 - 75] = 2229 г. до н.э. Эту хронологию поддерживает и ранняя церковь, поскольку Теофилус Антиохский утверждал, что прошло 660 лет от рождения Исаака до странствий в пустыне и смерти Моисея. Это охватывает 60 лет жизни Исаака до рождения Иакова, 130 лет жизни Иакова до прихода в Египет, 430 лет в Египте и 40 лет в пустыне. Это с неизбежностью означает, что Авраам родился за [660 + 100] = 760 лет до смерти Моисея и вступления Израиля на Землю Обетованную. Данные из Теофилуса показывают, что дата рождения Авраама - 2304±5 г. до н.э. - последовательна и состоятельна, в соответствии с учением Отцов Церкви. C. КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Самая краткая хронология периода, восходящего к Аврааму, обычно начинается с разделения царства около 931 г. до н.э., как постулировано Е.Р.Тьелом. Это помещает начало возведения Храма в 967 г. до н.э. Такая схема берет 480 лет из 3 Цар.6:1 без дальнейшего исследования, и определяет дату Исхода как 1447 г. до н.э. Если брать кратчайший вариант пребывания в Египте, а именно 430 лет от вступления Авраама в Ханаан, когда ему было 75 лет, то получается дата рождения Авраама [1447 + 430 + 75] = 1952 г. до н.э. Уходя вперед от этой даты, появление Иакова перед Фараоном можно определить 1662 г. до н.э. 7. СУММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. A. ФАКТЫ И ЦИФРЫ. Суммируя результаты этого исследования, мы можем констатировать, что основная дата, от которой мы производим все прочие - это 586 г. до н.э., дата разрушения Храма Навуходоносором. Краткая хронология считает 967 г. до н.э. датой начала строительства Храма, и, следовательно, 1447 г. до н.э. - датой Исхода. Длинная же хронология приводит 1011 г. до н.э. и 1548 г. до н.э. соответственно. Краткая хронология предполагает, что Иаков со своими детьми прибыл в Египет в 1662 г. до н.э.,и, следовательно, Авраам родился приблизительно в 1952 г. до н.э. По длинной хронологии Сыны Израиля вошли в Египет в 2014 г. до н.э., а Авраам родился в 2304 г. до н.э., в соответствии с Отцами Церкви и арабской традицией. B. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ. Разница в дате Исхода между длинной и краткой хронологиями составляет 137 лет, состоящие из 93 лет, пропущенных в Книге Судей, и 44-летнего сокращения в списке царствования Иуды, которому прилежные толкователи Библии не находят должного подтверждения. Разница в дате рождения Авраама - 352 года, из них: вышеназванные 137 лет плюс пропущенные 215 лет из пребывания евреев в Египте. При двух столь четко разнящихся хронологических системах возможно прийти к определенному выводу о том, какая из них верна. Мы видим, что длинная хронология внутренне соответствует Писанию. И, напротив, краткая, усеченная хронология оставляет много загадок. Имеет смысл обратиться к внешним данным, чтобы подвергнуть проверке правильность обоих подходов. 8. РАССМОТРЕНИЕ ФАКТОВ ВНЕ ПИСАНИЯ. А. ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА. (1). ВВЕДЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ. При дате Исхода 1584 г. до н.э. получается, что завоевание Ханаана началось в 1544 г. до н.э. Для тех, кто привык к датам в пределах 1400 или 1200 г. до н.э., это кажется немыслимо ранним. Однако, доказательство этой ранней даты может скрываться в археологии. Каковы же свидетельства наблюдения? (2). ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ. Привычные даты около 1400 или 1200 г. до н.э. относятся к концу - или почти к концу -периода, который в археологии принято называть периодом Поздней Бронзы. Дата длинной хронологии - 1544 г. до н.э. - относится непосредственно к завершению века Средней Бронзы (век Средней Бронзы II окончился около 1550 г. до н.э.). Если быть абсолютно точными, то к концу века Поздней Бронзы НЕ БЫЛО ГОРОДОВ на местах: Иерихон, Гаваон, Хеврон, Хорма/Зиф, Айн, Арад (Tell Arad или Tell Malhata). [см. Обзор Библейской Археологии, сентябрь-октябрь 1987 г., с. 53]. (3). КОНЕЦ ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ: ВЫДАЮЩИЕСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ. И напротив, города БЫЛИ во всех вышеназванных местах плюс Даивр, Лахис, Газер и Вифлеем к концу периода Средней Бронзы. Более того, большинство их них были окружены стенами, как и сказано в Писании. Вдобавок, археология утверждает, что каждый из этих городов был разрушен в конце периода Средней Бронзы, опять же в соответствии с Писанием [см.Обзор Библейской Археологии]. Единственное исключение -город Айн, который, возможно, был неправильно идентифицирован. Альтернативное местоположение для Айна (Khirbet Nisya) удовлетворяет все Библейские и археологические требования. И еще: Гаваон был оставлен - Библия не упоминает о его разрушении в Иис.Нав.9:27. (4). ВЫВОДЫ. Основной пункт этой обширной дискуссии очевиден уже сейчас. В шести местах, которые, в соответствии с Писанием, завоевал Иисус Навин, не найдено никаких свидетельств существования городов в период его вступления в Ханаан. Археологическая запись настаивает на разрушении Ханаанских укрепленных городов в конце периода Средней Бронзы. Дата краткой хронологии - около 1400 г. до н.э. -неприемлема, так как в то время в основных местах завоеваний Иисуса Навина были лишь покинутые руины. Дата, которую часто цитируют - 1200 г.до н.э. - ничуть не лучше. Можно сделать альтернативную попытку - изменить хронологию Средней Бронзы. Бимсон и Ливингстон попытались сделать это в вышеупомянутой сводке. Однако, Халперн последовательно выявил всю несостоятельность данной процедуры. Она в любом случае не нужна, поскольку длинная хронология прекрасно подходит под общепринятое археологическое датирование. В. ВРЕМЕНА МОИСЕЯ. (1). ИСХОД. Таким образом, получается, что дата завоевания Ханаана по длинной хронологии - 1544 г. до н.э. - соответствует археологическим данным. Это означает, что верна и дата Исхода - 1584 г. до н. э., а отсюда следует, что дата рождения Моисея - 1664 г. до н.э., и дата его перенесения в землю Мадиамскую - 1624 г. до н.э. Это позволяет отнести Исход ко 2-му Переходному Периоду в истории Египта - то было время хаоса, прекрасно соответствующее духу Писания. Совсем недавно пятеро британских археологов предположили, что необходима коррекция некоторых дат истории Египта [см."Столетия тьмы", публикация Дж. Кейпа, с предисловием профессора Колина Ренфрю. См.также "Евангелизм сегодня", июнь 1991, с. 11]. (2). ИСХОД И ГИКСОСЫ. Такая коррекция открывает дорогу любопытной возможности. 2-й Переходный Период был эпохой, когда Египтом правили азиаты-чужеземцы - Гиксосы. Мането, египетский историк, пишет, что их правление пришло вместе с взрывом Божественного негодования по отношению к Египту. Он писал: "Я не знаю, за что Господь отвернулся от нас... Уверенные в победе, шли они по нашей земле. Они взяли ее силой, легко, без единого сражения..." [см. "Библия и история", Вернер Келлер, с. 101, Ходдар и Стаутон, 1969]. "Без единого сражения"??? Трудно устоять перед искушением спросить: отчего военная мощь Египта пала "без единого сражения"? Но это лишь до тех пор, пока не заметишь, что новая дата находится совсем рядом (говоря археологически) с датой Исхода. Тут же вспоминаешь о том, что Фараон и вся его армия преследовали от двух до трех миллионов израильтян через Красное море, и в результате утонули там. Правящий фараон погиб, армии не осталось, Египет был открыт для вторжения. Возможно, этим и воспользовались Гиксосы. Вероятно, излияние на Египет десяти Божьих кар, предшествовавших Исходу, и стало тем, что Мането назвал "взрывом Божественного негодования" в связи с Гиксосами. (3). ЧТО В ИМЕНИ ?.. Длинная хронология датирует датирует рождение Моисея 1664 г. до н.э., во время 13-й Династии. Это будет верно даже при упомянутой археологической коррекции. Поскольку 17-я Династия шла непосредственно за 13-й, будет чрезвычайно интересно отметить, что первого фараона 17-й Династии звали Дудмес. Это первый случай, когда в списках фараонов появилось окончание "-мес" (-mose). Это говорит о том, что данное имя как раз приобретало известность в период, точно совпадающий с рождением Моисея (Moses). Эта Династия видела Дудмеса II и закончилась Кемесом. Следующая, 18-я Династия, началась с А(х)меса и видела четырех Тутмесов в качестве правителей. Имя Moses в среде правящего класса, таким образом, прекрасно подходит под 13-ю и 17-ю Династии, и поддерживает длинную Библейскую хронологию. Это не соответствует взглядам, помещающим Исход в эпоху 19-й Династии. С. ВРЕМЕНА АВРААМА. (1). СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТРИАДА? Мы видели, что длинная хронология периода завоевания Ханаана подтверждается археологически. Она также помещает Исход, при предложенной коррекции или без нее, во 2-й Переходный Период истории Египта, очень неспокойный период. Эта версия не отрицается археологическими фактами. Она даже может предложить ответ на одну из загадок археологии. Но обратимся ко временам Авраама. Существуют ли археологические свидетельства того, что он родился настолько давно - в 2304 г. до н.э.? Такое свидетельство стало бы третьим китом в этой триаде данных. (2). СВИДЕТЕЛЬСТВА АРХЕОЛОГА. Выше уже говорилось о вере мусульман в то, что Авраам жил около 2300 г. до н.э. Профессор Д.Н.Фридман из Мичиганского университета сделал несколько существенных комментариев в 1978 г., в лекции, названной "Археология и Библейская религия". Как результат открытия скрижалей ЕЫа Tablets (написанных в XXIII веке до н.э.), он отметил, что: "Теперь я верю, что история, описанная в Быт.14, не только совпадает по содержанию с ЕЫа Tablet, но и совпадает с нею по времени... Коротко говоря, события из Быт.14, а также 18-19, не относятся ни ко второму тысячелетию до н.э., ни, тем более, к первому; они, скорее, относятся к третьему тысячелетию до н.э." (цит. по: "ЕЫа Tablets - секреты забытого города" д-ра Клиффорда Уилсона, ее.126-127, Мастер Букс, 1979 г.). Это свидетельство на базе археологического открытия заслуживает серьезного рассмотрения. (3). СОДОМСКИЙ ПОЖАР. Еше одно событие в жизни Авраама, привлекающее внимание геологов и археологов - это разрушение Содома и Гоморры (Быт.19). В это время Аврааму было 99 лет, что датирует данное событие по длинной хронологии 2205 ±5 годом до н.э. До разрушения Содом и Гоморра были описаны как часть коалиции пяти городов (Быт.14:2 и т.д.) в долине реки Иордан, ближе к южной оконечности Мертвого моря. В "Библейском археологическом обзоре" за сентябрь-октябрь 1980 г., ее. 29, 33, 36 У.Э.Раст и Р.Т.Шауб сообщили о том, что именно в этой части побережья Мертвого моря была обнаружена такая группа из пяти городов. Со временем и другой археологический след привел к тому же месту. (4). ИДЕНТИФИЦИРУЯ ГОРОДА. а). НАЗВАНИЯ ПЯТИ ГОРОДОВ. Профессор Петтинато, будучи вовлечен в открытие и перевод ЕЫа Tablets, сделал на ежегодной встрече американских ориенталистов в Сант-Луисе в 1976 году одно интересное сообщение. Доктор Уилсон утверждает, что "он не только заявил, что нашел названия пяти "городов Равнины", но и что располагались они в Библейском порядке, как в Быт.14". Пятого ноября 1976 года в Чикагском университете профессор Петтинато припомнил, что одного из царей "коалиции пяти" звали Бирша (см.Уилсон, с.130), так же, как и царя Гоморрского в Быт.14:2. Это дает веские основания предполагать, что эта коалиция XXIII века до н.э. была именно той, которую знал Авраам. Ь). ПЯТЬ ГОРОДОВ, РАЗРУШЕННЫЕ ПОЖАРОМ. У.Э. Раст и Р.Т. Шауб приводят современные названия этих пяти каменных груд: Bab edh-Drah, Numeira, Safi, Feifa, Khanazir. Интересная поправка сделана в том районе на карте мозаичного пола в Византийской церкви VI века: Safi идентифицирован там как Zoar. Два места, где производились работы - Bab edh-Drah и Numeira. Есть множество свидетельств того, что они погибли в великом пожаре. Данные исследования поверхности земли в Feifa также подтверждают гибель в огне. После разрушения эти местности не заселялись людьми как минимум две тысячи лет. (5). СЛЕДЫ КАТАСТРОФЫ. Эти города вместе встретили свою судьбу предположительно в конце периода Ранней Бронзы III. Вместе с "городами Равнины" подобные разрушения претерпели и некоторые местности в Сирии и Палестине. В S.I.S. Review, т.5, с.82 д-р М.М.Манделкер утверждает, что существуют "весомые свидетельства разрушений местности вдоль полосы не менее 100 км от севера к югу по восточному побережью Средиземного моря" в западной Сирии. Очевидно, что иорданское ущелье в тот период подверглось мощным сдвигам. Библос был разрушен землетрясением и последующим пожаром, оставившим почти полуметровый слой пепла поверх главного храма. (6). ЭПОХА ФАРАОНА PEPI II. Из этих археологических данных можно четко вывести определенные даты. Например, слой пепла в Библосе содержал предметы с именем египетского фараона Pepi II. Этот фараон правил в 6-й Династии. Ebla Tablets свидетельствуют о том, что 6-я Династия имела торговые отношения с жителями ЕЫа. Эти данные независимо датируют правление Pepi I приблизительно 2300 г. до н.э., в то время как египетская хронология предполагает, что он правил с 2308 по 2287 г. до н.э. (см."Древний Египет", Б.Г.Триггер, Кембридж Юниверсити Пресс, 1983 г.). Примерно 4-5 лет спустя правление перешло к Pepi II - до 2193 г. до н.э. (7).ТРИАДА ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ! Находки в Библосе доказывают, что фараоном, связанным с Авраамом (Быт. 12) и правившим во время разрушения Содома, был действительно Pepi II. Это свидетельствует, что разрушительный пожар вдоль Иорданской долины произошел совсем незадолго до 2193 г. до н.э. Дата, близкая к 2205±5 г. до н.э., таким образом, ясно установлена. И разрушение Содома, и Исход, и завоевание Ханаана дают археологические свидетельства событий, связанных с жизнью трех основных Библейских героев: Авраама, Моисея и Иисуса Навина. Они, таким образом, подтверждают триаду дат, прочно связывающую длинную Библейскую хронологию с историческими и археологическими фактами. 9. ВОПРОСЫ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ АВРААМУ. A. ВЫБРАТЬ ИЗ ТРЕХ ТЕКСТОВ! Установив с определенной уверенностью дату рождения Авраама, необходимо, наконец, проследить хронологию вспять, до Адама, по генеалогиям Быт.5 и 11. Именно здесь заключается еще одна проблема. До нас дошли три различных текста Писания, из которых необходимо сделать выбор. В большей части материала расхождения между Массоретским Текстом (МТ), Септуагинтой (LXX) и Самаритянским Пятикнижием (СП) довольно незначительны. Но они доходят до максимума в наиболее волнующей части хронологии. Возрасты патриархов при рождении любимого сына в генеалогиях Быт.5 и 11 - основной пункт множества важных хронологических схем. Однако отложим ненадолго этот аспект проблемы и рассмотрим некоторые другие насущные вопросы. B. ЦИТАТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. (1). РАЗЛИЧИЯ В ЦИТАТАХ ХРИСТА. При рассмотрении цитат из Ветхого Завета в Новом, скажем, в "Авторизованной версии", становится заметным один факт. Существует различие между цитатой и текстом Ветхого Завета. Например, в Мат.21:16 Христос цитирует Псалом 8:3, говоря "да! разве вы никогда не читали: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу"?" Однако Псалом 8:3 в "Авторизованной версии" гласит: "Из уст младенцев и грудных детей Ты заповедал силу...". Цитата Христа здесь кажется более уместной, так как прозвучала она в контексте Его входа в Иерусалим и приближающегося Распятия. (2). РАЗЛИЧИЯ В ЦИТАТАХ ПАВЛА. Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 15:55 цитирует Пророка Осию 13:14 : "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Но в "Авторизованной версии" мы читаем в книге Осии: "смерть, я буду твоей казнию; ад, я буду твоим разрушением...". Другая цитата из Павла в 1Кор.2:9 гласит: "Но, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". В тексте Книги Пророка Исайи, откуда взята цитата, мы, однако, читаем (Ис.64:4): "Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал бы для надеющихся на Него." Есть разница между "любящими Его" и "надеющимися на Него", хотя часто мы можем делать и то, и другое! Хотя эти расхождения и не потрясают основ, они, тем не менее, указывают на тот факт, что и Христос, и Павел цитировали иной текст Ветхого Завета, нежели тот, что использовали современные переводчики. (3). НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ - НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ! Небольшие расхождения могут, однако, иметь важный смысл. Некоторые Новозаветные цитаты вовсе не встречаются в Ветхом Завете! Пример тому может быть найден в Евр.1:6. Там Апостол Павел цитирует (как показано в "Новой версии короля Джеймса") Второзаконие 32:43. Евр.1:6 гласит: "Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божий". Но этой цитаты нет во Второзаконии, ни в "Авторизованной версии", ни в "Новой версии"! Это должно иметь важное теологическое значение. Откуда эти расхождения в цитатах между Новым и Ветхим Заветом? С. СВИДЕТЕЛЬСТВО О РАЗНЫХ ТИПАХ ТЕКСТОВ. (1). СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ. Если освободиться от всех предубеждений, такое положение дел показывает, что Мессия и последующие авторы Нового Завета использовали иной текст Ветхого Завета, чем наши переводчики. Это не еретическое утверждение, поскольку к нему неизбежно ведут свидетельства из Свитков Мертвого моря. Факты таковы: Библейский материал из Свитков Мертвого моря может быть явно разделен на две группы. Существует 170 манускриптов из 11 Кумранских пещер и фрагменты из Masada - все датированы ранее, чем 70 г. н.э. Вторая группа объединяет манускрипты из пещер пустыни Wadi Murrabba'at, Nahal Hever и Nahal Se'elim. Они были спрятаны там вскоре после 100 г.н.э. (2). ДВА РАЗЛИЧНЫХ ТИПА ТЕКСТОВ. Эти две группы содержат два различных типа текстов. Датированные ранее 70 г.н.э. содержат текст, совпадающий с цитатами Христа, Апостолов и Отцов Ранней Церкви. Датированные позднее 100 г.н.э. содержат текст, идентичный переведенному в нашем Ветхом Завете. Археолог, профессор С.Х.Хорн в "Ministry" за ноябрь 1987 г., с.5 говорит: "Кумранские и Masada манускрипты предположительно представляют типы текстов древнееврейского Писания, распространенные в дни Иисуса и Апостолов". Водоразделом между двумя текстами стал Ямнийский Совет (Council of Jamnia), проведенный около 100 г.н.э. На это существует множество ссылок в Талмуде. (3). ВЛИЯНИЕ ЯМНИЙСКОГО СОВЕТА. а). РАЗМЕР ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА. Иоханан бен Заккай председательствовал на Совете, а "двигателем" его стал рабби Акиба бен Иосиф, пылкий патриот, который разжигал политическую нестабильность по отношению к Риму и поддерживал Бар Кокба, как мессию. Важны два следующих факта. Во-первых, Ямнийский Совет подтвердил размер Ветхозаветного Канона. Несмотря на то, что прежде некоторые раввины выдвигали определенные оговорки, аргументы Акибы были столь убедительны, что Канон Ветхого Завета не пересматривался ортодоксальным еврейством никогда с тех самых пор. Иудео-христианская общественность должна быть благодарна ему за эту услугу. Ь). ТЕКСТ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА. Второй факт жизненно важен для данной дискуссии. Здесь мы цитируем профессора Хорна. "...унифицированный текст случайно стал стандартным в конце I века, и тот факт, что ни одна копия отличного от него текста не сохранилась (за исключением Свитков Мертвого моря, уже спрятанных к началу Ямнийского Совета), явно показывает, что Ямнийский Совет предпринял определенные действия в этом направлении. Более того, тот факт, что Аквила, один из учеников Акибы, вскоре представил новый греческий перевод, который буквально копировал унифицированный древнееврейский текст для еврейской диаспоры, придает уверенность предположению о ключевой роли Акибы в стандартизации еврейского текста." с). ЗАЧЕМ ВЫБИРАТЬ ТЕКСТ? Но для чего собирать совет, чтобы решать, какой тип текста использовать? И для чего повсеместно уничтожать текст другого типа? Невероятно, но ссылка Павла на Втор.32:43 в Евр.Ыб содержит часть ответа. Эта цитата предполагает, что Иисус был и Мессией, и Богом. Сэр Фредерик Кеньон сказал об этом прямо в работе "Наша Библия и древние манускрипты", с.56: "Результатом принятия общей версии Христианской Церковью стало то, что евреи отринули этот текст. Когда христиане в полемике приводили им цитаты из Пророков о Христе, евреи отрицали точность перевода". Профессор Хорн просто говорит, что "евреи отвергли ее (общепринятую версию), ибо она стала Библией христиан". Сэр Фредерик заключает: "Во втором веке нашей эры это отрицание вылилось в форму представления отвергнутой версии". d). МАССОРЕТСКИЙ ТЕКСТ И МЕССИЯ. И это не удивительно. Если рабби Акиба представлял Бар Кокбу как мессию, а текст в его общепринятой версии называл Мессией Иисуса, выход мог быть найден только в альтернативной трактовке Писания. Этот альтернативный перевод, как ясно показали Сэр Фредерик Кеньон и профессор Сигфрид Хорн, есть не что иное, как Массоретский Текст, использованный в переводе наиболее современных версий Ветхого Завета. Ямнийский Совет хорошо выполнил свою задачу. е). НОВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ВЕРСИИ. Сэр Фредерик говорит о том, что стандартизированный Массоретский Текст породил три греческие версии, а именно: версию Аквилы, Теодотиона и Симмахуса. Затем, около 200 г.н.э., Ориген представил свою Гексаплу (Hexapla), или состоящую из шести частей версию Ветхого Завета. Эта версия содержала параллельно три вышеназванные греческие версии плюс Массоретский Текст на иврите, Массоретский Текст на греческом и Септуагинту, пересмотренную самим Оригеном. Как пишет Сэр Фредерик (с.58): "К сожалению, усилия Оригена были направлены не на восстановление изначальной формы Септуагинты, но на приведение ее в гармонию с еврейским текстом того времени, для чего он и вводил самые явные изменения в текст". К счастью, в 617 г.н.э. епископ Паулус из Теллы в Месопотамии сделал сирийский перевод, детализирующий все изменения Оригена, так что оригинальная Септуагинта была сохранена для нас и существует поныне. f). ИНТЕРЕСНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СЕПТУАГИНТЫ. Мы уже говорили, что Апостол Павел цитировал Второзаконие 32:43 в Послании к Евреям 1:6. Это само по себе дает апостольское обоснование форме этого стиха из Vorlage, которая появляется в Септуагинте: "ВЕСЕЛИТЕСЬ, НЕБЕСА, С НИМ, И ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ЕМУ, АНГЕЛЫ БОЖИЙ; Веселитесь, язычники, с народом Его, И ДА ЧЕРПАЮТ ВСЕ СЫНЫ БОЖИЙ В НЕМ СИЛУ СВОЮ, ибо Он отмстит за кровь сынов Своих, и воздаст мщение И СПРАВЕДЛИВОСТЬ врагам Своим, И ВОЗДАСТ ДОЛЖНОЕ ТЕМ, ЧТО НЕНАВИДЯТ ЕГО; И ОЧИСТИТ ЗЕМЛЮ для народа Своего". Заглавными буквами дано то, что опущено в Массоретском Тексте. Однако, существует несколько подтверждений тому, что Септуагинта верно цитирует Vorlage. Должно хватить одного примера: по прошествии долгого времени, выполнив свое земное предназначение, Иисус Навин умер, "и похоронили его... в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша." (Иис.Нав.24:30). Септуагинта добавляет: "Там положили его в гробницу и похоронили его с ножами каменными, коими обрезал он сынов Израиля в Гилгале". На десять миль к северо-западу от Вифлеема лежит Кефр Ишуа, "село Иешуа" (Иисуса Навина). Профессор Вернер Келлер в книге "Библия как история" на с. 163 сообщает, что холмы в том районе действительно содержат несколько каменных гробниц. В 1870 году в одном из таких захоронений на северном склоне холма было найдено множество каменных ножей... D. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕКСТОВ. (1). ТРИ ТЕКСТА. Массоретский Текст, Септуагинта и Самаритянское Пятикнижие не возникли из воздуха. Откуда они пришли? Профессор Хорн и Сэр Фредерик говорят, что текст Vorlage существовал на древнееврейском в дни Ездры и Неемии, около 440 г. до н.э. Это породило три "исправленных варианта": Массоретский Текст, Септуагинту и Самаритянское Пятикнижие. Самаритянское Пятикнижие было древнееврейской копией Vorlage. Оно возникло около 408 г. до н.э., когда самаритяне основали свою систему богослужения (Ездр.4:1-4 и Неем. 13:4-9). По утверждению, Товия взял с собой экземпляр Закона, когда Неемия изгнал его из Храма. Септуагинта была греческой версией Vorlage, переведенной около 250 г. до н.э. Массоретский Текст был переписан на "новом" иврите квадратным ассирийским письмом сразу после Ямнийского Совета. Затем, около 900 г.н.э., были введены гласные. Сэр Фредерик утверждает, что перемена письма и введение гласных могли стать "одним из весомых источников ошибок и искажений" в Массоретском Тексте. (2). ПОЧЕМУ НОВЫЙ ЗАВЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ЦИТИРУЕТ СЕПТУАГИНТУ? Профессор Хорн утверждает, что "Матфей цитировал древнееврейский текст, совпадающий с Vorlage, которым пользовались греческие переводчики... Это объясняет нам, почему некоторые цитаты в Новом завете совпадают скорей с Ветхим Заветом в версии Септуагинты, чем с Массоретским Текстом". К сожалению, единственными свидетельствами содержания Vorlage являются Кумранские Свитки и Свитки Masada, спрятанные перед Ямнийским Советом, плюс Септуагинта и Самаритянское Пятикнижие. (3). ИСТОЧНИКИ ХРОНОЛОГИИ VORLAGE. Таким образом, основной источник, из которого мы узнаем о содержании Vorlage - это Септуагинта. Профессор Хорн говорит: "Христианская церковь использовала Септуагинту в миссионерской работе за рубежом и в иноверных церквях... По сути дела, все Отцы Церкви, за исключением Св.Джерома, предпочитали Септуагинту более поздним еврейским и греческим переводам." Следовательно, важно рассматривать Септуагинту в качестве основы для хронологии, особенно в том, что касается Бытия, поскольку большинство авторитетов признают, что перевод Септуагинты был выполнен очень тщательно. Соответственно, для установления хронологии Бытия 5 и 11 были взяты Септуагинта, Самаритянский Текст, писания еврейского историка Иосифа (писавшего до Ямнийского Совета) и Отцов Церкви. Из этих источников возможно установить, что говорил цитируемый ими древнееврейский текст относительно хронологии Бытия 5 и 11. 10. ХРОНОЛОГИЯ ОТ АДАМА ДО АВРААМА. A. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗ МАССОРЕТСКОГО ТЕКСТА. Массоретский Текст (МТ) представлен в наших английских Библиях. По этой хронологии получается 1656 лет от Адама до Потопа, и 352 года от Потопа до рождения Авраама. В результате, по кратчайшей хронологии получается, что 2304 г. до н.э. - дата Потопа и 3960 г. до н.э. -дата Творения. Дата Потопа по Массоретскому Тексту (2304) совпадает с датой рождения Авраама по длинной хронологии! Если рассматривать только даты, эффект будет такой же, как от пропусков в генеалогическом списке меж Симом и Авраамом. Интересно, что Книга Иисуса Навина 24:2 и 14 сообщает нам, что отцы (множественное число) Авраама "служили иным богам"! Как альтернативу Массоретскому Тексту можно признать, что длинная хронология точна вспять до Авраама (и ничто в МТ не опровергает этого факта). Это означает, что дата рождения Авраама - 2304 г. до н.э., дата, которую мы используем как стартовую. Хронология МТ, таким образом, датирует Потоп 2656 г. до н.э., а Творение - 4312 г. до н.э. B. ДЕЛО В НОЕ! По Септуагинте и древнееврейскому тексту, предпочитаемому ранней церковью, от Адама до Потопа прошло 2256 лет. И по Септуагинте, и по МТ Ною было 600 лет, когда настал Потоп и умер Мафусаил - в том же году. Заметим, что МТ дает 1656 лет от Адама до Потопа, в то время как Септуагинта дает 1656 лет от Адама до Ноя. Разница в 600 лет равна длине жизни Ноя до Потопа, когда "земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями" (Быт.6:11-13). Возможно, эти пропущенные 600 лет - еще один пример принципа опускания. C. СРАВНЕНИЯ С САМАРИТЯНСКИМ ПЯТИКНИЖИЕМ. (1). БЫТ.5 И САМАРИТЯНСКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ. Самаритянское Пятикнижие имеет независимую связь с древнееврейским оригиналом, который был использован Ездрой и Неемией и не был скорректирован по Септуагинте. Это позволит нам провести несколько необходимых сравнений МТ и Септуагинты. Это древнееврейское Самаритянское Пятикнижие не подверглось, в отличие от МТ, ни изменению характера письма, ни влиянию появления гласных букв. Однако оно обладает набором собственных отклонений. Рассмотрим Быт.5, где Самаритянское Пятикнижие часто подтверждает МТ, но и имеет собственные версии. Из писаний Иосифа ("Древности", кн.1, гл.З, разделы 3-4) очевидно, что он пользовался тем же древнееврейским текстом, который использован и в Септуагинте. Более того, математический подход к возрастам Патриархов при рождении их сыновей выявляет большую последовательность Септуагинты по сравнению с МТ. (2). БЫТ.И И САМАРИТЯНСКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ. Однако в отношении Быт.П Самаритянское Пятикнижие в вопросах хронологии решительно, без каких бы то ни было изменений, подтверждает Септуагинту. По сути, только Самаритянский Текст полностью приводит продолжительность жизни этих Патриархов. Такая последовательность предполагает, что в Быт.П и Септуагинта, и Самаритянский Текст соответствуют древнееврейскому оригиналу. Единственная проблема, лежащая на поверхности -появление еще одного имени (Каинан) в Септуагинте. Это имя встречается в генеалогии от Луки 3:36, но его нет ни в Самаритянском Пятикнижии, ни в МТ. Более того, оно не приведено и в списке Иосифа. Это текстуальная проблема. Период от Потопа до рождения Авраама по Септуагинте и Самаритянскому Пятикнижию составляет, таким образом, 1232 года (или 1102 года, если Каинан пропущен), то есть на 880 (или 750) лет больше, чем по МТ. D. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (1). ОТ АВРААМА ДО АДАМА. По длинной хронологии Авраам родился в 2304 г. до н.э., Потоп свершился 1232 годами раньше, в 3536 г. до н.э., а Творение - еще 2256 годами раньше, в 5792 г. до н.э. Для сравнения: краткая хронология датирует рождение Авраама 1952 г. до н.э., Потоп - 2304 г. до н.э. и Творение - 3960 г. до н.э. Не считая текстуальной проблемы с Каинаном, эти даты заключают в себе диапазон Библейской хронологии. Средняя хронология, принимающая 2304 г. до н.э. в качестве даты рождения Авраама и хронологию Массоретского Текста вспять до Адама, дает нам 2656 г. до н.э. -Потоп, и 4312 г. до н.э. - Творение. История, археология и работы по уменьшению скорости света дают весомые подтверждения длинной хронологии - вспять до Адама. (2). ДАТЫ ТВОРЕНИЯ ИЗ РАННЕЙ ЦЕРКВИ. Длинная хронология, таким образом, датирует Творение 5792 г. до н.э. Это соответствует толкователям ранней церкви, называвшим даты порядка 5500 г. до н.э. Так, Теофилус Антиохский (115 - 181 гг. н.э.) называет 5529 г. до н.э., Ипполитус (по какой-то непонятной причине) - 5500 г. до н.э., а Юлиус Африканус (умерший в 240 г.н.э.) - 5537 г. до н.э. Писания доникейских Отцов проникнуты атмосферой ожидания Явления Христа около или до 500 г. н.э. Идея заключалась в том, что к этому времени истекут 6000 лет со Дня Творения, и начнется Тысячная Суббота с 7-го "Тысячелетнего Дня". Основания этой идеи "Великой Земной Недели" могут оказаться не такими уж неполноценными. Основные стихи, в которых заключено это предположение - Псалом 90:4 и 2Пет.З:8. Если возвращение Мессии произойдет на 8-й День, а не к концу 5-го, как они ожидали, то становится возможным придать пророческое значение практически всем дням, перечисленным в Новом и Ветхом Заветах. (3). ПРОЧИЕ ЛАТЫ ТВОРЕНИЯ. Помимо ранней церкви, существовало множество других исследователей проблемы даты Творения. Из различных хронологических систем, связанных с Септуагинтой, выведены некоторые даты: 5586 г. до н.э. - Абулфараджи, 5508 г.до н.э. - Скэлиджер, 5411 г. до н.э. - Хэйлз, 5270 г. до н.э. -Ватикан, 5199 г. до н.э. - Бид. Даты из Иосифа также варьируются в соответствии с задействованной схемой. Таким образом, Плэйфер пришел к дате 5555 г. до н.э., Джексон - 5481 г. до н.э., Хэйлз - 5402 г. до н.э., Всеобщая История приводит дату 4698 г. до н.э.; Хроника Axum - 5500 г. до н.э., а Талмудисты (Петрус Аллиаценс) - около 5244 г. до н.э. Арабские записи отодвигают эту важнейшую дату назад - примерно к 6174 г. до н.э. Все эти даты, в общем, поддерживают хронологию Септуагинты. Расхождения преимущественно вытекают из определений даты рождения Авраама. Как отмечено выше, разница в датах достигает 352 лет. Последующая разница в 130 лет зависит от того, включено или нет в генеалогию имя Каинана. Е. ПОДКРЕПЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ СВИДЕТЕЛЬСТВАМИ. (1). ПОТОП И ВАВИЛОН ДО 1-Й ДИНАСТИИ В ЕГИПТЕ. По краткой хронологии (МТ), Потоп произошел в 2304 г. до н.э. Здесь есть проблема, поскольку существуют доказательства того, что 1-я Династия в Египте началась около 2767 г. до н.э. (см. Приложение). Но традиции, связанные с Потопом, существовали и в додинастическом Египте, и в Тинитский период. Соответственно, Потоп, как и Вавилонское Столпотворение, должен был произойти до 1-й Династии. Однако по длинной хронологии проблема снимается, поскольку дата Потопа - 3536 г. до н.э., а Вавилонского Столпотворения - около 3300 г. до н.э., то есть примерно за 500 лет до начала 1-й Династии в Египте. (2). 4900-ЛЕТНИЕ ДЕРЕВЬЯ. Длинную хронологию поддерживает еще одна линия исследования, а именно - датирование по годовым кольцам деревьев. Среди острошишечных сосен в США существует по сей день несколько 4600-летних, одна предположительно 4900-летняя и 6 более чем 3000-летних. Было доказано, что росли они медленно, и могли скорее потерять годовое кольцо, нежели приобрести лишнее, даже в хорошее время года. Так что возраст их, скорее всего, определен правильно. В соответствии с хронологией МТ это означает, что деревья начали расти около 2600 - 2900 г.до н.э., и в 2304 г.до н.э. пережили Потоп, что нереально. Но по длинной хронологии, рост их начался не только после Потопа и Вавилонского Столпотворения, но и после разделения континентов в дни Фалека. (3). СКОЛЬКО НАМ ЛЕТ? Все вышесказанное, таким образом, безоговорочно подтверждает правильность длинной Библейской хронологии. Однако существует принцип опускания зря прожитых лет в Божественном списке; результатом стала краткая хронология. Остается вопрос: "Сколько же лет пропущено в Божественном списке наших жизней?". Помолимся же о том, чтобы, несмотря на ошибки и неудачи прошлого, мы смогли наилучшим способом использовать отмеренное нам время. До конца его мы вверим наши бренные тела Тому, Кто Вечен, дабы Он правил ими во Славу Свою. Аминь. Прилагаемые генеалогические / хронологические материалы подводят итоги данной дискуссии:
БИБЛЕЙСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В I ВЕКЕ Н.Э.
Со времен Ездры и Неемии (около 440 г. до н.э.) до Ямнийского Совета (около 100 г. н.э.) существовал Библейский текст Vorlage. Этот древнееврейский текст породил Самаритянское Пятикнижие на древнееврейском (около 408 г. до н.э.), Септуагинту на греческом (около 250 г. до н.э.) и Массоретский Текст на древнееврейском с "современным" квадратным письмом (около 100 г.н.э.), к которому позже были добавлены гласные (около 900 г. н.э.). Текст Vorlage цитируется в Кумранских Свитках и Свитках Masada, написанных до Ямнийского Совета. После этого евреи использовали исключительно Массоретский Текст. Христос, Апостолы и Иосиф, как и Отцы Церкви, цитировали Vorlage. Из их Писаний становится очевидным, что текст Септуагинты более точен в хронологии Бытия 5 и 11. Этот текст и рассматривается в данной работе с необходимыми поправками из их Писаний. Эта хронология близка к оригиналу Vorlage настолько, насколько возможно.
Примечание: Атомные годы переведены в годы до н.э. по орбитальному времени на основе значения скорости света "с". ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: ОТ - От Творения. Неопровержимая дата - разрушение Храма в 586 г. до н.э. Израиль откололся от Иуды после смерти Соломона. Иезекииль 4:1-5: идолопоклонство Израиля длилось 390 лет до падения Иерусалима, то есть разделение Царства произошло в 976 г. до н.э. Строительство Храма началось в 1012 г. до н.э. В 2Пар.36:21 читаем, что рабство должно было длиться 70 лет, чтобы земля могла отпраздновать субботы свои. В 520 г.до н.э. Аггей 2:6 говорит, что субботы Земли и Храма завершены. 70x7=490 лет. Таким образом, возведение Храма началось в 1010 г. до н.э. Итак, наилучшая дата - 1011 г. до н.э.±2 года. Археологи недавно установили, что эта, более ранняя дата достовернее, чем 967 г. до н.э. Сравнение Деян. 13:18-21 с 1 Цар. 6:1 показывает, что возведение Храма началось (480+93) = 573 года после Исхода, который, таким образом, произошел в 1584 г. до н.э. Итак, завоевание Ханаана под предводительством Иисуса Навина началось в 1544 г. до н.э. Все города, уничтоженные Иисусом Навином, были разрушены, согласно археологам, в конце периода Средней Бронзы II. Это датировано примерно 1550 г. до н.э. Во время других дат, которые часто приводятся, городов в данных местностях не существовало вообще. Исход произошел ровно через 430 лет после вступления Израиля в Египет (Исх. 12:40-41, ср.Быт. 15:13 и Деян.7:6). Итак, пребывание в Египте началось в 2014±1 г. до н.э., когда Иакову было 130 лет. (Быт.47:9). Иаков, таким образом, родился в 2144 г. до н.э., а Авраам - в 2304 г. до н.э., как и указано в таблице. Аврааму было 99 лет в 2205 г. до н.э., когда был разрушен Содом (Быт.18). Археология подтверждает, что разрушение Содома и близлежащих городов огнем произошло в конце периода Ранней Бронзы III, т.е. около от 2300 до 2200 г. до н.э. Вышеприведенная хронология, таким образом, соответствует археологическим данным. БИБЛИОГРАФИЯ: "Текст Ветхого Завета в античные времена", проф. С.Хорн, Министры, ноябрь 1987. "Наша Библия и древние манускрипты", Сэр Ф.Кеньон, ее.48-59, 89-95, Эйр энд Споттисвуд. "Древние времена евреев", книга 1-я, разд. 3, гл.З и 4, и разд.6, гл.5. Иосиф Флавий. "Теофилус Аутоликусу" в "Доникейские Отцы" книга 3, разд.23-30, А.Роберте и Дж.Доналдсон, Ирдманс Паб.Ко. "Комментарий к Ветхому Завету", Кейл и Делич, т. 1, ее. 121-122. "Версия Септуагинты: греческий и английский", Сэр Брентон, Зондерван, 1986. "Новая дата Исхода", Дж.Дж.Бимсон и Д.Ливингстон в "Библейский археологический обзор", сентябрь-октябрь 1987, с.53. "Столетия тьмы", К.Ренфрю. "Событие всемирного значения в 2300 г.до н.э.", М.М.Манделкер, Си-Ай-Си Ревю, т.5, с.77, 1983. У.Э.Раст и Р.Т.Шауб в "Библейский археологический обзор", сентябрь-октябрь 1980, ее.29, 33, 36. ПРИЛОЖЕНИЕ. ДАТИРОВАНИЕ ЕГИПЕТСКИХ ДИНАСТИЙ. Эта тема имеет непосредственное отношение к вопросу, так как египетская династическая цивилизация была одной из первых, если не первой, основанной после разделения континентов в дни Фалека. Поэтому установление даты ее возникновения чрезвычайно важно для хронологии событий как Библейской, так и секулярной истории. 1. ХРОНОЛОГИЯ ФАРАОНОВ. A. ЦАРСТВА И ДИНАСТИИ. Древние египтяне, в отличие от нас, отмеряли время не эрами, но годами царствования. Пример тому - утверждения типа "5-й год правления Аменемета I". Эта последовательность царств была упорядочена историком Мането в 31 Династию вплоть до конца Персидского Периода в 332 г.до н.э. Эти Династии разделяются на три большие группы: Древнее Царство, Среднее Царство и Новое Царство, и на несколько промежуточных периодов. Двум первым Династиям, иногда называемым Тинитским Периодом, предшествовал додинастический период. B. ПРОЦВЕТАНИЕ И ХАОС. Древнее Царство включает в себя с 3-ей по 6-ю Династии. Авраам встретил Pepi II, фараона 6-й Династии, в 2229 г.до н.э. В это время были построены великие пирамиды. Затем последовала вспышка внутренних беспорядков, называемая Первым Промежуточным Периодом. Затем установилось Среднее Царство - 11-я и 12-я Династии. Это была эра строительства каналов и пышного процветания. В эту эпоху под контролем Египта находилась большая часть Ханаана и Сирии, и понятно, что Иосиф был продан туда в рабство. Он стал Первым Министром около 2023 г. до н.э. C. "АЗИАТЫ" В ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Существуют свидетельства того, что в те времена множество палестинцев и азиатов абсорбировались в Египте и даже, подобно Иосифу, занимать правительственные посты. (Б.Г.Триггер, "История общества в Древнем Египте", с.155-156, Кэмбридж Ю.П., 1984 г.). Затем последовал Второй Промежуточный Период, в течение которого Египтом правили азиатские завоеватели, Гиксосы. Примерно в это время произошел Исход (см. 8-В в основном тексте). После изгнания захватчиков начался период Нового Царства - с Династии 18. 2. ИНФОРМАЦИЯ О ДАТАХ. A. СПИСКИ ЦАРЕЙ И ПАМЯТНИКИ. Чтобы верно датировать эту последовательность событий, необходимо иметь полные списки фараонов, их лет правления и четко определенные данные по последовательности царствований. Однако, ни один полный список не дошел до наших дней. Существует фрагментарный Канон, знаменитый Туринский Папирус, говорящий о датах, начиная с XIII в. до н.э. Есть и дополнительное свидетельство - анналы Палермского Камня, и фрагменты информации в Лондоне и Каире. Датирование в царских списках Мането начинается с III века до н.э., но они дошли до нас только посредством более поздних документов. Датированные памятники, списки царских предков, Юбилеи Царей и совпадения во времени с другими Средневосточными и Средиземноморскими хронологиями слишком хорошо изучены и не дают новых деталей. Однако, есть один источник информации, более надежный, чем большинство других. B. ЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Для того, чтобы с определенной точностью датировать основные события, можно привлечь астрономические данные. Если получается разброс в датах, то из других данных всегда очевидно, какая именно дата точна. Египетский год состоял из 365 дней. Солнечный год состоит из 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, а звездный год состоит из 365 дней, 6 часов, 9 минут и 5 секунд. Следовательно, египетский календарь и солнечный год постепенно разошлись. Именно по этой причине нам понадобился високосный год. Он приводит наш календарь в соответствие с астрономическими событиями и временами года. Нет никаких свидетельств тому, что египтяне прибавляли месяцы в календаре. Следовательно, по египетскому календарю астрономические события происходили на день раньше каждые 4 года. По прошествии 1453 лет календарь и астрономические события вновь сравнялись друг с другом. 3. ВАЖНЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. A. ДАТИРОВАНИЕ ЗВЕЗДОЙ. Это важно, поскольку египтяне наблюдали появление звезды Сириус в первых рассветных лучах. Она знаменовала начало иннундации Нила и называлась звездой Сотис. Как следствие 365-дневного календаря, звезда Сотис, иннундация Нила и времена года постепенно проскальзывали сквозь египетский календарный год. Предрассветное появление Сириуса наблюдалось, таким образом, в первый день первого египетского месяца каждые 1453 года, что получило название цикла Сотис. Одна такая дата зарегистрирована в 139 г. н.э. B. ВАЖНЫЕ ЗАПИСИ. Мы можем зафиксировать линию отсчета цикла Сотис из информации римского автора Цензоринуса, с перекрестной проверкой посредством более раннего источника, известного как Декрет Канопуса. Записи цикла Сотис по отношению к годам правления сохранились в Иллахунском Папирусе, Папирусе Эберс и Элефантинском Списке. Запись показывает, что предрассветный восход звезды Сириус произошел на 16-й день 8-го месяца 7-го года фараона Сезостриса III. Как следствие дат лунных событий, приведенных в той же записи, и уже известной нам линии отсчета, 7-й год Сезостриса III можно вывести как 1872 г. до н.э. Это соответствует внутренним египетским свидетельствам и сравнениям с другими культурами. 4. ДАТИРУЯ ДИНАСТИИ. A. ФАРАОН СЕЗОСТРИС III И ЕГО ПРЕДКИ. Существуют полные списки годов правления фараонов, предшествовавших Сезострису III в 12-й Династии. Мы, таким образом, знаем, что Сезострис III правил с 1879 по 1840 г. до н.э., а 12-я Династия началась с Аменемета I в 1991 г. до н.э. Списки Мането и Туринский Канон совпадают в том, что 11-я Династия длилась 143 года. Это соответствует и другим источникам. Начало 11-й Династии, таким образом, может быть отнесено к 2134 г. до н.э. с весьма незначительной погрешностью. Центр Династии был в южном Египте, а столица - в Фивах. 9-я же и 10-я Династии располагались на севере, в то же время. Следовательно, начало 11-й Династии знаменовало собою конец 8-й Династии на юге. В соответствии с Хелком (1968 г.) начало 11-й Династии датируется 2134 г. до н.э. B. ДРЕВНЕЕ ТОРГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Туринский Канон показывает, что прошло полных 187 лет от начала 6-й Династии до конца 8-й. Это общепринятые данные. Следовательно, 6-я Династия началась в 2322 или 2321 г. до н.э. Это соответствует открытиям, сделанным в ЕЫа, о том, что фараон Pepi I 6-й Династии имел торговое соглашение с ЕЫа. Эти записи независимо датированы настолько близко к 2300 г. до н.э., насколько возможно, так как ЕЫа была разрушена Нарам-Сином около 2250 г. до н.э. (доктор Клиффорд Уилсон, "ЕЫа Tablets - секреты забытого города", ее.86, 147, 159, Мастер Букс, 1979 г.). Это соответствует египетской хронологии, поскольку годы правления Pepi I датируются здесь от 2308 до 2287 г. до н.э. C. КОГДА НАЧАЛОСЬ ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО. Туринский Канон приводит продолжительность 3-й, 4-й и 5-й Династий как 74 года, 79 лет и 93 года, с оговоркой, что сумма двух последних будет больше, если не появятся одновременные царствования или дополнительные годы царствований. Это дает минимальный период 246 лет от начала 3-й до конца 5-й Династий. Зная дату начала 6-й Династии как 2321 г. до н.э., мы можем произвести самую позднюю дату конца 2-й и начала 3-й Династий как 2567 г. до н.э. Хелк определяет начало 3-й Династии 2655 г. до н.э., Триггер - 2686 г. до н.э. Самая ранняя из всех возможных, но наименее вероятная дата - около 2770 г. до н.э. Древнее Царство, таким образом, началось между 2567 и 2770 гг. до н.э. 5. НАЧАЛО ЕГИПЕТСКОЙ ХРОНОЛОГИИ. A. ДВА ВЕКА ДЛЯ ДВУХ ДИНАСТИЙ. К сожалению, если цифры, приведенные в Туринском Каноне до самого начала 3-й Династии, обычно считаются вполне надежными и достоверными, то цифры, относящиеся к Тинитскому Периоду, весьма спорны. Некоторые ученые, такие, как Хелк и Шарфф, на этом основании отвергают Туринский Канон и, используя другие хронологии, выводят, что 1-я Династия началась около 2900 г. до н.э. Другие же, такие, как Триггер, датируют ее начало 3000±100 г. до н.э. Шарфф предполагает минимальную продолжительность этих двух династий - 200 лет. B. НАЧАЛО 1-Й ДИНАСТИИ. Это позволяет нам получить дату начала 1-й Династии. Прибавив 200 лет к 2567 г. до н.э. - концу 2-й Династии - мы получим 2767 г. до н.э. Многие считают, что это самая поздняя из возможных дат начала 1-й Династии. Хелк, Шарфф и Олсон (1970 г.) считают более приемлемой датой 2900±100 г. до н.э. Триггер считает это нижним пределом. C. ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННОЕ НАЧАЛО. Установив это, мы приходим к любопытному обстоятельству. Существует достаточно свидетельств (Триггер, ее. 50-51, 58), чтобы предположить существование во времена фараона Нармера, первого правителя 1-й Династии, высокоорганизованного общества, контролирующего верхний и нижний Египет, включающего эффективные гражданские службы. Палермские записи этого периода включают данные о ежегодной ирригации Нила.
D. КОГДА НАЧАЛСЯ ЦИКЛ? При таком уровне организации однозначно, что формальный египетский 365-дневный календарь был принят именно в то время. Последующие фараоны, приходя к власти, клялись сохранить этот календарь неизменным, как священное наследие. (Ф.К.Гинзель, "Handbuch der mathematischen und technichen Chronologie", см.также Роналд Д.Лонг, "Ориенталия", т.43, с.263). Начало календаря, основанное на звезде Сотис и затоплении Нила, показывает, таким образом, начало цикла Сотис в первый день первого египетского месяца. Мы знаем, что один из циклов закончился в 139 г.н.э., и что полный цикл составлял 1453 года. Если вычесть два цикла, или 2906 лет, из 139 г.н.э., получается дата введения календаря, а именно 2767 г. до н.э., совпадающая с минимальной датой начала 1-й Династии. Совпадение? Вряд ли.
Наверх |