- Тематический поиск |
|
Археологические находки Нового Завета
Оссуарий Иакова
Источник - Димитрий Юревич, преподаватель СПбДА, кандидат богословия http://www.bible-mda.ru/< Для правильного отображения некоторых букв необходимы шрифты: СКАЧАТЬ Наиболее известное открытие последних лет в области новозаветной археологии — так называемый «оссуарий Иакова». Первое публичное сообщение о нем появилось в ноябре 2002 года. Он представляет собой ящик из известняка длиной 50,5 см снизу и 56 см вверху, 25 см шириной и 30,5 см высотой. Короб датируется I в. по Р.Х. Оссуарий находился в частной коллекции израильского собирателя древностей Одена Голана (Oden Golan), который утверждает, что приобрел его несколько десятилетий назад. В течение достаточно короткого периода — с I в. до Р. Х. по 70 г. после Р. Х. — среди еврейского населения Палестины была широко распространена особая практика погребения (известная под названием ossilegium). Тело умершего помещалось вначале в нишу, сделанную в стене или погребальной пещере; примерно через год после этого «первичного» погребения, когда плоть истлевала, кости усопшего собирались вместе и складывались в короб, сделанный, как правило, из иерусалимского известняка, и называемый оссуарием. Иногда в один и тот же оссуарий помещались кости нескольких усопших. Эта практика либо позволяла экономить место в погребальных пещерах, либо свидетельствовала о вере в плотское воскресение умерших, что заставляло бережно относится к останкам. Замечательной является арамейская надпись на одной из длинных сторон оссуария:
Ya‘akov bar Yosef akui diYeshua
«Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Споры о подлинности оссуария не прекращаются до сих пор. В пользу подлинности артефакта первым сделал заключение известный французский палеограф из Сорбонны Андрэ Лемэр (Andre Lemaire). С ним были согласны и другие видные палеографы, например, известный арамеист и кумранолог католический священник Джозеф Фицмайер (Joseph Fitzmyer) из Католического университета Америки. Специалисты из Израильского геологического надзора (Israel Geological Survey) в г. Иерусалиме в своем отчете не нашли причин подвергнуть подлинность находки и надписи на ней сомнению. Позже оссуарий демонстрировался в Королевском музее Онтарио (Royal Ontario Museum) в г. Торонто, где сотрудники музея изучали надпись. Их заключение было в пользу подлинности оссуария и надписи на нем. 18 июня 2003 года Израильский департамент древностей (Israel Antiquities Authority) опубликовал результаты деятельности специальной комиссии из 15 израильских специалистов, которые, в большинстве своем, склонились к выводу, что сам оссуарий является древним, но надпись на нем, вероятнее всего, - поддельная. Коллекционер древностей, который представил всему миру оссуарий - Оден Голан, был вначале даже арестован за подделку артефактов, но позже освобожден. Практика ossilegium описана в талмудическом трактате Semahot: «Равви Елеазар бар Цадок сказал: Так говорил отец во время его смерти: мой сын, похороните меня вначале в могиле. Со временем соберите мои кости и сложите их в оссуарии, но не собирайте их вашими руками» (Semahot 12:9; цит. по: Lemaire A. Burial Box of James the Brother of Jesus). Однако аргументы и заключения членов комиссии содержат ряд противоречий и несогласованностей, которые подробно обсуждались в журнале «Библейское археологическое обозрение» (Biblical Archaeology Review). Было отмечено, что один из членов комиссии (Орна Коген, Orna Cohen) допустила возможность подлинности последних слов надписи — «брат Иисуса». Но в таком случае и предыдущие слова предложения надо признать древними, поскольку фальсификатору не имело смысла приспосабливаться к уже имеющимся надписям на оссуарии — проще было бы купить древний чистый оссуарий и на нем вырезать однородную подделку. Члены комиссии, которые изучали материал надписи, нашли налет на ней недостаточно древним и не соответствующим палестинскому климату — однако, по утверждению специалистов Королевского музея Онтарио, перед продажей оссуария надпись была очищена с использованием неизвестного растворителя и острого инструмента. Поэтому приобретает особое значение осторожность в заключении одного из членов комиссии, профессора Ювала Горена (Yuval Goren) из Тель-Авивского университета: «надпись была сделана или очищена в недавнее время». Оссуарий, вероятно, впервые был похищен уже в древнее время, и то, в каких условиях он находился, также могло повлиять на характер налета на буквах надписи. Главный редактор журнала Хершель Шэнкс (Hershel Shanks) посвятил отдельную статью основной проблеме аутентификации артефакта: с точки зрения палеографии надпись на оссуарии абсолютно отвечает нашим представлениям о том, каким должно быть письмо I в. по Р. Х. Известный палеограф и кумранолог Ф.М. Кросс (F.M. Cross), осмотрев оссуарий в Королевском музее Онтарио, воскликнул: «Если это подделка, то фальсификатор — гений!» Кроме него подлинность надписи с точки зрения палеографии констатировали упомянутые выше видные специалисты Андрэ Лемэр (Andre Lemaire) и Джозеф Фицмайер (Joseph Fitzmyer), а также израильский археолог Ада Ярдени (Ada Yardeni). Поэтому споры о подлинности оссуария теперь касаются не палеографических вопросов, а затрагивают другие соображения. Так, например, Ф.М. Кросс в результате пришел к выводу, что надпись — подделка, потому что ему показалось странным, что надпись так хорошо сохранилась от атмосферных воздействий, тогда как две розетки на другой стороне оссуария — столь плохо, что они едва заметны. Но такой критерий для объявления оссуария подделкой спорен. Разные стороны оссуариев — иногда даже разные части одной стороны — бывают различно подвержены атмосферно-климатическому воздействию. Поэтому то, что для Ф.М. Кросса стало доказательством подделки, для специалистов из Израильского геологического надзора было аргументом в пользу подлинности. А. Лемэр в пространной статье, посвященной обсуждению выводов комиссии Департамента древностей, останавливается на мысли профессора Амоса Клонера (Amos Kloner) о том, что «надпись на оссуарии выглядит слишком новой». «В действительности, факт того, что надпись выглядит новой ‹...› — не проблема для опытного эпиграфолога, который видел множество надписей, некоторые в плохом — очень плохом — состоянии, и некоторые в хорошем — действительно хорошем — состоянии, — пишет А. Лемэр. — Например, знаменитая надпись из Тель Дана ‹...› в отличном состоянии и имееет огромное историческое значение. ‹...› Используя критерий профессора А. Клонера, мы должны бы объявить и эту надпись подделкой. ‹...› Согласится ли с этим профессор А. Клонер?». А. Лемэр подчеркивает, что некоторые члены комиссии выносили суждения по тем вопросам, по которым, как они сами признались, они не являются специалистами: например, доктор Таль Илан (Tal Ilan), которая рассуждала о достоверности надписи, не будучи палеографом или эпиграфологом. Т. Илан считает, что имя Иосиф, написанное на оссуарии как @swy, в период позднего Второго храма всегда писалось@swhy. Однако первая форма встречается более, чем на 10% известных ныне оссуариев, на которых написано это имя. Он также думает, что форма имени Иакова на оссуарии bwq[y (с буквой w) засвидетельствована только на двух остраконах из Масады, но больше, якобы, не встречается ни в каких документах той эпохи. Однако на трех оссуариях из пяти, на которых имеется имя Иаков и которые занесены в каталог Рахмани, имя Иосиф написано в той же форме bwq[y, что и на дискутируемом оссуарии. Не является верным, по словам А. Лемэра, и утверждение доктора Эстер Эшель (Esther Eshel), которая считает, что часть надписи на оссуарии Иакова сделана стандартным шрифтом, а другая часть — курсивом. А. Лемэр показывает, что стандартный и курсивный шрифт в буквах надписи нерегулярно чередуются, причем чередование стандартных и курсивных букв для той эпохи является хорошо известным фактом, присущим не только древнееврейским, но даже древнегреческим оссуариям. Резюмируя сказанное, можно утверждать: состояние науки на сегодняшний день таково, что побуждает склониться к признанию и оссуария, и надписи на нем подлинными — т. е. относящихся к I в по Р.Х. Но связан ли этот оссуарий непосредственно со св. ап. Иаковом, братом Господним по плоти? Профессор Камиль Фанч (Camil Fuchs), декан факультета статистики Тель-Авивского университета, провел статистическое исследование, основанное на анализе частотности употребления имен Иисуса, Иакова и Иосифа в тексте Священного Писания Нового Завета, чтобы выяснить, сколько людей по имени Иаков могло проживать в Иерусалиме в I в. по Р.Х. и иметь отца по имени Иосиф и брата по имени Иисус. Статистические расчеты дали число 1,71, что означает, что таких людей с именем Иаков могло быть не больше двух, а, строго говоря, — только один. Первое упоминание об Иакове как брате Иисуса Христа по плоти имеется в Евангелиях (Мф. 13:55; Мк. 6:3). Св. ап. Павел называет главу Иерусалимской христианской общины — св. ап. Иакова — «братом Господа» (Ia,kwbon to.n avdelfo.n tou/ kuri,ou, Гал. 1:19). Также называет ап. Иакова и Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», описывая его мученическую кончину. Этой титулатурой как раз можно было бы объяснить загадочный момент: почему на оссуарии указано имя брата усопшего — ведь это большая редкость и встречается на известных ныне оссуариях только еще один раз. Поэтому исключить возможность того, что в этом оссуарии был захоронен св. ап. Иаков, брат Господень по плоти, нельзя. С другой стороны, опрометчиво было бы утверждать это с несомненной уверенностью. Имя брата погребаемого могло быть указано потому, что брат был организатором похорон, или просто с целью точнее обозначить усопшего, выделить его из состава большой семьи. Поэтому, несмотря на вероятную подлинность как оссуария, так и надписи на нем, его значение для новозаветной библейской археологии весьма относительно. Мы в состоянии лишь утверждать, что св. ап. Иаков вполне мог быть похоронен членами раннехристианской Иерусалимской общины в таком же оссуарии, как известный ныне под его именем. Старые подсчеты самого А. Лемэра, произведенные годом ранее (в 2002 г.) привели его к выводу, что в Иерусалиме в течение первых 70 лет I века могли проживать 20 человек по имени Иаков, у которых отца звали бы Иосиф, а брата — Иисус. А. Лемэр рассуждал так: новейшие исследования последних 20 лет, показывают, что среди всех имен в Палестине раннеримского периода, встречающихся в надписях, 14% — имя Иосиф, 9% — Иисус, и 2% — Иаков. В Иерусалиме I в. по Р. Х. было примерно 80 тыс. чел. население и большинство мужчин имели двух братьев. С учетом протяженности поколений во времени, подсчеты дали 20 человек по имени Иаков, которые имели бы отца Иосифа и брата Иисуса — в течение двух поколений (см.: Lemaire A. Burial Box of James the Brother of Jesus. Там же). Однако в следующем 2003 г. А. Лемэр отказался от этой точки зрения в пользу приведенных выше расчетов Камиль Фанч, и даже высказывал претензии к упомянутой доктору Таль Илан, которая, по его мнению, необосновано увеличивает это число до 10 человек (Lemaire A. Israel Antiquities Authority’s Report Deeply Flawed. Там же). Тем не менее, некоторые современные исследователи указывают оссуарий Иакова как находку номер один по своей важности среди других артефактов, относящихся к новозаветной библейской археологии. Оссуарий Каиафы
Среди других артефактов новозаветной библейской археологии можно выделить оссуарий Каиафы, найденный в ноябре 1990 г. во время строительных работ по сооружению водного парка на юге Старого города в Иерусалиме между Хаас Тайелет (Haas Tayelet) и Абу Тор (Abu Tor), в месте под названием Лес мира (Peace Forest). Рабочие неожиданно проломили проход в погребальную пещеру, запечатанную со времен антиримского восстания 70 г. по Р. Х. Пещера насчитывала 4 погребальные камеры, в которых было найдено 6 целых и 6 поврежденных или даже расколотых еще в древности расхитителями гробниц оссуариев. На узкой стороне одного из оссуариев была найдена надпись:
Yehosef bar Qafa
«Иосиф, сын Каиафы» Согласно Иосифу Флавию, Каиафа было семейным именем (фамилией в нашем современном понимании), поэтому историк называет современного Иисусу Христу первосвященника «Иосиф, которого звали Каиафа», хотя евангелисты называют его просто Каиафа (Мф. 26; Лк. 3:2; Ин. 11:49; Ин. 18; Деян. 4:6). Ему и принадлежал этот оссуарий. В оссуарии находились кости шести человек: двух младенцев, ребенка от 2 до 5 лет, подростка от 13 до 18 лет, взрослой женщины и мужчины примерно 60 лет. Последние останки и являются, видимо, костями первосвященника Каиафы. После антропологических исследований, кости были переданы Министерству религий Израиля, которое перезахоронило их на Масличной горе. Надпись Пилата
В 1962 г. итальянские археологи из г. Милана, расчищая от песка и наслоений разрушенный театр в Кесарии Палестинской (Caesarea Maritima), городе, бывшем долгое время административным центром римской власти на средиземноморском побережье Палестины, обнаружили надпись, на которой начертано имя Понтия Пилата. Это было замечательное открытие, поскольку на протяжении почти двух тысячелетий о Пилате, кроме Священного Писания Нового Завета, было известно лишь из произведений еврейского философа Филона Александрийского, еврейского историка Иосифа Флавия и римского историка Тацита (55-120 по Р. Х.). Перевернутая вверх дном, плита с надписью была использована повторно при реконструкции театра в IV в. по Р. Х и при этом скрыта, поэтому неплохо сохранилась. Надпись по-латински читается так: TIBERIEUM
[PO]NTIUS PILATUS [PRAEF]ECTUS IUDA[EA]A «Тибериум. [По]нтий Пилат. [Преф]ект Иуд[е]и». Надпись была вырезана на плите для публичного здания под названием «Тибериум», которое было построено Понтием Пилатом и посвящено римскому императору Тиберию, в то время как город был построен в честь его предшественника императора Цезаря Августа. Тибериум, видимо, представлял собой храм или часовню для совершения общественных церемоний. Вариант полного восстановления надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия». Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |