Библия и Наука. Достоверные свидетельства
<
 
Вернуться к списку городов

На главную

Раскопки Иерихона. Часть 2

1         2


Источник - http://nauka.bible.com.ua

Иерихон - вечный город



Иерихон был основан еще на заре человечества и считается самым древним укрепленным городом. Людей всегда привлекали его водные источники и мягкий климат. Плодородную "Иерихонскую равнину" (И.Нав.4:13) великолепно украшали пальмы, розы и бальзам, из-за чего этот город также называли "городом пальм" (Втор.34:3).

За всю свою историю, стены Иерихона были неоднократно разрушаемы и снова восстанавливаемы. Причиной были землетрясения и военные нападения. Иерихон же и был первым городом в Ханаанской земле, который был взят израильтянами. По их вере пали стены Иерихона (Евр.11:30), и все живое было истреблено. В результате раскопок, произведенными немецкими археологами между 1907 и 1909, было обнаружено, что город стоял на грудах кирпичей и грязи. Позднее, в 1950-х годах британский археолог Кэтлин Кеньон продолжила раскопки и пришла к выводу, что это были развалины более раннего Иерихона!

Она обнаружила свидетельства разрушения города огнем. В своем отчете Кеньон писала: "Разрушение было полным. Стены и перекрытия почернели, местами окрасились в красный цвет под действием огня, и каждая комната была заполнена обломками кирпичей, древесины и домашней посуды; в большинстве комнат весь мусор сильно обгорел." Не смотря на то, что с давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению, в Иерихоне были найдены целые амбары и кладовые с пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами и вещами. Город не был ограблен, ибо согласно книге Иисуса Навина 6:20 все в нем было предано заклятию. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины. (И.Нав.2:6, 3:15, 5:10).

Более глубокие раскопки открыли остатки первых поселений Иерихона - множество зданий и внутренних дворов. В погребениях были найдены множество черепов, покрытых искусно расписанной глиной. Раскопки Иерихона подтвердили историю о Потопе. Находки различных пластов показали, что допотопная культура Иерихона (по научному ее называют Натуфийской) погибла безвозвратно. Поверх нее лежал 4-метровый пустой слой, а дальше - слои другой (неолитической) культуры, которая никак не могла вести свое происхождение от Натуфийской. Проще говоря, на месте разрушенного потопом города поселились потомки Ноя. Представляют интерес таинственные 7 скульптурных черепов, хранившиеся в храме, как святыня, которые были найдены в самых древних, после-Потопных слоях Иерихона. Эту тайну предстоит раскрыть в будущем.

Иерихон, согласно археологическим данным, в 3000-2000 гг. до РХ был под властью Вавилона, в 1900-1600 гг - под властью хананеев, и представлял из себя самостоятельное княжество. В 1580-1400 гг. был под властью Египта, и приблизительно в 1400 г. до РХ был разрушен Иисусом Навином.

Захват Иерихона

Что заставило крепкие стены Иерихона разрушиться? Наиболее вероятное объяснение - землетрясение, но природа этого землетрясения была необычна. Оно ударило так, что на северной стороне стена осталась стоять, а вся остальная часть стены упала на внешнюю сторону. Древний Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. За его каменными стенами располагались общественные здания. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный - в 2 метра толщиной и внутренний - в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами, одним из которых и был дом Раав, очевидно, располагавшийся на северной стороне города. Раав была ханаанской проституткой, которая укрыла израильских соглядатаев. Перед возвращением в свой лагерь, соглядатаи велели Раав укрыться в своем доме со всем ее семейством. Библия сообщает нам, что дом Раав был чудесным образом сохранен, в то время как остальная часть городской стены упала. В награду за ее веру Бог чудесным образом благословил Раав - она не только спаслась со всем своим семейством, но и стала праматерью царя Давида и самого Иисуса Христа!

Историческая сводка

После разрушения израильтянами Иерихон несколько столетий лежал в развалинах, пока около 870 года до РХ. при израильском царе Ахаве, Ахиил Вефилянин не восстановил его (3 Царств 16:34). При восстановлении города сбылось пророчество Иисуса Навина, сказавшего: «Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (И. Навин 6:25). Позднее, во времена пророка Илии в городе существовала пророческая школа, там же пророк Елисей совершил чудо, превратив отравленный источник в здоровый. Под Иерихоном был пленен последний иудейский царь Седекия в 586 году (4-Царств 25:5), и Иерихон стал персидским административным центром. В IV в до РХ Александр Македонский превратил Иерихон в царский курорт. Около 30 г до РХ Иерихон попал в распоряжение Ирода Великого, где он построил новый акведук, театр и зимний дворец, где и скончался. Иисус Христос несколько раз посещал Иерихон с проповедями, и исцелил там 2-х слепых. (Марка 10:46, Луки 18:35, Матфея 20:29). В IV-VII вв. по РХ в городе существовала христианская церковь во главе с епископом, в город стекалось много паломников, и население значительно возросло. В VII в город находился в руках арабов. В XII-XIII вв. Иерихон процветал за счет богатых плантаций сахарного тростника вплоть до захвата города мусульманским лидером Саладином. После этого город пришел в упадок. В 1840 г. египетский военачальник Ибрагим Паша сравнял Иерихон с землей.

В настоящее время

Сегодня существуют как бы три Иерихона: Древний, в 2 км от него - Новозаветный, и, наконец, поселение Иерихон на юго-востоке от старого города. К сожалению, у меня нет последних данных, но в 1967 году в Иерихоне проживало 7000 человек, из которых 10% были христиане, остальные - мусульмане.



Стены, павшие наружу.



В Библии есть несколько мест, которые пользуются особой популярностью как у верующих, видящих в них проявление Божьей любви и могущества, так и у атеистов, высмеивающих их как явные антинаучные сообщения. Среди них, наряду с проблемой происхождения земли и человека, двойным днем, поражением ассирийцев под Иерусалимом и т. д. стоит, безусловно, и событие, связанное с падением Иерихона, так величественно описанное в книге Иисуса Навина. Именно Иерихон (в переводе - «город пальм») был первой крепостью, которая предстала пред израильтянами, когда они перешли Иордан.

Иерихон был расположен прямо на пути подъёма в горы. Еще выше находилась другая крепость - Гай. Подъёмы и спуски проходили по руслам высохших рек, которые когда-то стекали с крутых гор… Чтобы овладеть горной местностью, откуда можно было бы захватить всю остальную часть территории, израильтяне должны были взять Иерихон, который контролировал земли, расположенные ниже, подняться еще выше и взять Гай. Оттуда они уже могли бы развивать наступление и взять под свой контроль различные области страны [1]. «Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых… Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5:1, 15). Волнение в городе усилилось еще больше, когда они увидели странные действия евреев, которые вместо того, чтобы копать рвы, строить осадные башни, штурмовать город стали ходить раз в день вокруг него, неся впереди себя Ковчег Завета и трубя в трубы. Так продолжалось в течении шести дней, в седьмой же они обошли город семь раз. Заканчивая седьмой круг, народ воскликнул «громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, истребили мечом» (Нав. 6:19, 20); «А город и все, что в нем, сожгли огнем» (Нав. 6:23).

Итак, в библейском рассказе о взятии хананейского града бросается в глаза несколько моментов: во-первых, конечно же, необычайные обстоятельства падения города, а во-вторых, не менее странное действие иудеев, разрушающих взятый ими Иерихон вместо того, чтобы воспользоваться его богатствами. В-третьих, сообщается о наличии в городе домов в крепостной стене (Нав. 2:15), и в-четвертых, зловещее проклятие-пророчество в адрес грядущих потомков в случае их попытки восстановить город (Нав. 6:25). Поэтому неслучайно внимание к раскопкам города всякий раз встречало живейший интерес не только в научном мире, но и среди общественности. Ибо в случае признания верности библейских утверждений трудно было бы отрицать и само зримое присутствие Господа в земной истории. В случае же не подтверждения Писание превращалось в книгу, содержащую небылицы, плохо завуалированные исторической действительностью. Итак, в 1907 году первые лопаты воткнулись в землю холма Телль-эс-Султана, под которым скрывался Иерихон. Эту первую археологическую экспедицию по раскопкам Иерихона возглавили немецкие профессора Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Уже вскоре после начала работ ученые «наткнулись на две параллельно идущие крепостные стены из высушенного на солнце кирпича. наружная стена имела толщину 2 метра и высоту 8-10 метров, а толщина внутренней стены достигала 3,5 метра» [2]. Стены высились на мощнейшем фундаменте циклопической кладки. Последующие за тем раскопки повергли в шок, и даже ученые-атеисты не могли удержать своего удивления. «Неужели же такие стены могли упасть? И всего только то трубных звуков, заклинаний при помощи „ковчега Господня“ и магического числа семь? Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства Бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе.

Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних - внутрь. Значит, всё-таки чудо!» [3]. Опубликование результатов экспедиции, закончившей работу в 1909 году вызвало бурную дискуссию со стороны противников авторитета Библии, требовавших дополнительных раскопок. Однако разыгравшаяся вскоре I Мировая война не дала это осуществить. Лишь в 1930 году работы на холме Телль-эс-Султан вновь возобновляются, на этот раз английскими археологами под руководством доктора Джона Гарстанга. Однако вместо опровержения Библии, которого так ждали определенные круги, наука получила новые несомненные доказательства её правоты в описании судьбы города. После шести лет исследований доктор Гарстанг подтвердил результаты раскопок Зеллина и Ватцингера, а также установил факты, имеющие прямое касательство к библейскому рассказу. Во-первых, было установлено, что стены были разрушены около 1400 года до х. э. Во-вторых, город был не только взят около 1400 г. до х. э., но и подвергся страшному разрушению в результате пожара. Вот как сам археолог описывает это: «Пространство между двумя стенами заполнено обломками и щебнем. Видны чёткие следы чудовищного пожара, спекшиеся кирпичи, потрескавшиеся камни, обугленная древесина и пепел. Дома, стоявшие вдоль внутренней стороны стены, сожжены дотла, крыши их обрушены» [4]. В-третьих, «Критики говорят, что если сгорел весь город, то должен был сгореть и дом Раав с семейством, Гарстанг открыл, однако, что… некоторые части внутренней иерихонской стены остались неповрежденными. Кроме того, есть доказательства того, что на внутренней стене строились дома» [5]. В-четвертых, «Критики библейской истории подвергали сомнению соответствие действительности со сказанным у Иисуса Навина. Они предполагали, что город пал от разрушения стенобитными машинами подобно Тиру. Гарстенг опроверг подобные аргументы критиков» [6]. Он подтвердил выводы Зеллина и Ватцингера, что стены города пали необычным образом, без всякого внешнего искусственного вмешательства, будь-то стенобитные машины или подкоп [7]. Видимо падение стен было результатом землетрясения. В-пятых, Гарстангом были обнаружены развалины кладовых, буквально забитые пшеницей, ячменем, финиками и чечевицей, которые от высокой температуры превратились в уголь. Эта находка говорила о том, что победители оставили их нетронутыми. Результаты раскопок были вновь убийственны для критиков Библии. Поэтому, когда в 1952 году на холме Телль-эс-Султан начала работать англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон внимание научного мира и общественности было буквально приковано к ним. Когда же и эта экспедиция завершила свою работу, то ученым в бывшем СССР не осталось ничего другого, как до неузнаваемости перекрутить результаты экспедиции, заявив, что все они противоречат Библии [8]. Это была откровенная ложь, как и большинство того, что писалось в те годы.

На самом же деле результаты и выводы Кеньон были следующие (кстати цитировано по польскому ученому-атеисту, писавшему под заказ в коммунистическое время): «Британская» экспедиция подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разбитые части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Дату установили на основе найденных скарабеев и характерных рисунков на керамических черепках» [9]. В главе, посвященной датировке выхода евреев из Египта, мы уже говорили, что ряд ученых (среди которых есть и некоторые теологи) считает, вопреки библейской хронологии, что Исход был не в XV, а в XIII в. до х. э. Так вот, раскопки в Иерихоне однозначно показали, что город пал на рубеже XV-XIV веков, крайние даты падения отстоят друг от друга, по данным различных ученых, не более чем на 10-15 лет, что равнозначно при такой древности памятника, фактически, полному совпадению. Раскопки К. Кеньон как раз и подтвердили, что город пал около XV в. до х. э., в XIII же веке до х. э., как было установлено, на месте города поселения не существовало вообще [10]. Более того, Кеньон подтвердила выводы предыдущих археологов о том, что в течении примерно от XV до IX вв. до х. э. город был необитаем [11], что так же подтверждает библейское сообщение, согласно которому Иерихон после его разрушения Навином был восстановлен спустя более чем 500 лет при царе Ахаве: «В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина» (3-Цар. 16:34). Таким образом, «твердо установлено, что между культурнымии слоями времён Навина и Ахиила нет промежуточного пласта поселения, который доказывал бы „функционирование“ Иерихона в этот период» [12]. В напластовании же времен царя Ахава в каменной стене ворот был найден сосуд с детскими костями и два таких же сосуда в основании большого дома, относящегося так же ко временам Ахава [13].

Многочисленные археологические находки, добытые К. Кеньон в ходе экспедиции, стали на многие годы предметом пристального изучения ученых всего мира. Наиболее полный их анализ дал один из ведущих современных археологов доктор Брайент Вуд, выводы которого сводятся к следующему: «Во-первых, результаты четырех использовавшихся методов: датировка по керамическим предметам; датировка по геологическим слоям земли; находки скарабеев - атрибутов власти египетских фараонов; радиоуглеродный метод датировки, равно как и Библия, указывают на одну и ту же дату разрушения города - примерно 1410 г. до Р. Хр. Во-вторых, обнаружены свидетельства сильного землетрясения, во время которого городская стена в буквальном смысле обрушилась до своего основания (Нав. 6:19), образовав вокруг города откосы, по которым израильтяне могли войти в город каждый со своей стороны (Нав. 6:19). В-третьих, было найдено подтверждение существования многих домов, подобных тому дому Раав, расположенных между нижним основанием и верхней частью стены, сделанной из ракушечника. Таким образом, дом был как бы „в городской стене“ (Нав. 2:15). В-четвертых, обнаружено доказательство полного истребления города огнём, как об этом сказано в Нав. 6:23. Наконец, было найдено много кувшинов, наполненных зерном, а это указывает на то, что: а) штурм города произошел весной, вскоре после сбора урожая (как и описано в Нав. 2:6; 3:15; 5:10); б) осада была непродолжительной (только 7 дней - Нав. 6:11-19) и в) вопреки ближневосточному древнему обычаю, прежде чем произошло ограбление города он был предан огню» (Нав. 6:16, 17) [14]. Как видим, сегодня наука, вплоть до мельчайших деталей, подтверждает библейское описание необыкновенного падения Иерихона.


1         2


Вернуться к списку городов

На главную

      Администрация данного сайта не ставит перед собой цели извлечения материальной выгоды из предоставленной информации. Наша цель - предоставление информации о Библейских исследованиях, раскопках, исторических данных и других материалов, которые могут быть интересны для большинства людей. Мнение администрации проекта может не совпадать со мнением, представленным на сайте. Если у вас возникли вопросы или предложения - вы можете присылать их по адресу ucoc@yandex.ru Сделано в Уфе, 2005 г.

Hosted by uCoz