< |
Вернуться к списку городов Ур халдейский
Роберт И. Эдвардс Протяжные стенания разносило по городу, погружавшегося во тьму. На фоне огромного храма Нанны, бога луны, выделились фигуры жриц и жрецов, которые неистово размахивали кадильницами, пытаясь отпугнуть врага, стремившегося пожрать их почитаемое божество. Ибби-Син, правитель империи, из своего дворца в ужасе взирал на небо. Все глаза были в этот момент устремлены на светящееся кольцо полной луны, диск которой, серебрящейся на юго-востоке, медленно поедался каким-то неведомым чудовищем. Это был последний удар, нанесенный по некогда могущественному Уру, великому городу страны Шумер, и по его правителю Ибби-Сину. В течение более ста лет цари Третьей династии Ура держали в своих руках всю землю. Но постепенно энергия и талант первых правителей стали исчезать. С запада и востока начали угрожать враги. Казалось, даже боги отвернулись от Ура. Недавний потоп опустошил землю. Цены на продукты и товары достигли невероятных размеров. Недавно астрологи предупредили, что знак планеты Юпитер начал подниматься; и вот теперь затмение Нанны - бога луны - это было последним знамением грядущих несчастий. Беда пришла с восточных Загросских гор. Оттуда на благородный Ур напала народность эламитов и захватила в плен Ибби-Сина, положив, таким образом, конец его владычеству над землями Двуречья. Один из поэтов оплакал судьбу земли, в которой "закон и порядок не существуют более... Города будут разрушены, дома будут разрушены... Реки потекут горькой водой... Мать забудет о своем чаде... Царствования не будет в этой земле... Берега Евфрата и Тигра зарастут больной травой... Никто не пройдет этими путями, и никто не будет искать здесь дорог. Укрепленные города и заграждения превратятся в руины. Многочисленный черноголовый народ будет истоптан, как ореховая шелуха... Судьба, назначенная богами, не может быть изменена, кто сможет противостоять ей?" (Сэмюэль Ной Крамер "Колыбель цивилизации") Ур был сказочным городом. Морские суда шли из Персидского залива вверх по Евфрату, везя с собой золото, медь и слоновую кость из Индии и направляясь на восток закупать нужные себе товары. Уровень развития общества был достаточно высок, если учесть, что существовало разделение труда и рынок обмена результатами труда. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали волну, сучили пряжу и ткали полотно, а третьи шили из полотна одежду. Что касается одежды, то в период золотого века Ура было принято носить кожаное одеяние в виде юбки с зубчато вырезанными краями. Изображение такой одежды можно увидеть на царских штандартах, которые хранятся в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Среди других ремесел были развиты работа по красному дереву, плотничество, работа по металлу - золоту, серебру и меди, кожевенное производство, ювелирное искусство - резка камней и обработка полудрагоценных камней, а также строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Горожанин среднего достатка имел, как правило, дом размерами не менее 12 х 15,5 м с 10-12 комнатами. Стена, выходившая на улицу, была глухой и выложенной из обожженного или высушенного кирпича. В доме имелся внутренний дворик. На первом этаже располагались помещения для слуг, комната для гостей, кухня, бассейн для купания и иногда семейная молельня. На втором этаже жили хозяева. Ур имел славу центра образования и культуры. Избранные юноши обучались чтению и письму клинописью. Небольшой палочкой, называемой стилос, на мягких глиняных табличках выдавливались слова и обозначения. Современные школьники стирают с доски написанное, а их далекие предшественники просто скатывали глину в комок и вновь раскатывали ее в табличку. Если ученик опаздывал на занятия или плохо готовился к ним, его подвергали физическому наказанию. Ур был городом музыки и поэзии. При раскопке царских захоронений в Уре Леонард Вулей обнаружил поистине бесценные сокровища. О богатстве этой древней земли можно судить даже по одному предмету: лире, изготовленной из дерева, украшенной золотом, ляпис-лазурью и рельефными изображениями животных из морских раковин. Ур был столицей империи, жившей по четко сформулированным законам. Великий вавилонский царь Хаммурапи прославился составленным им кодексом законов, но еще за три века до него существовал кодекс, принятый первым царем Третьей династии Ур-Намму. Эти законы регулировали заключение деловых соглашений, браков, разводов и даже медицинскую практику. Сегодняшние врачи имеют немало проблем с оплатой страховых свидетельств, но представьте себе, насколько рискованно было заниматься лечебной практикой в древней Месопотамии: "Если врачеватель... бронзовым инструментом рассек глаз человека и излечил глаз, он должен взять за это десять сиклей. Если врачеватель... бронзовым инструментом рассек глаз человека и повредил его, ему должно отрубить руку." Одна-две неудачных операции - и врач пожизненно лишался возможности заниматься своей деятельностью. Происхождение названия города вызывает до сих пор некоторые сомнения. "Уру" или "Урим" на шумерском языке означало, скорее всего, "город". Краткая форма этого названия возникла уже в еврейском языке. В этом городе, жители которого поклонялись лунному божеству, по приказу первого царя могущественной Третьей династии Ура был воздвигнут гигантский трехъярусный зиккурат - искусственная гора - и посвящен почитаемому богу. На вершине зиккурата, на высоте 21 м находилась гробница. Выстроенный из кирпича, скрепленного смоляным раствором, этот монументальный памятник, возведенный более 4000 лет назад, до сих пор определяет весь ландшафт ныне разрушенного города. Приблизительно за 1950 лет до Христа в этом древнем городе родился мальчик. Несмотря на то, что его родители уже много лет прожили в Уре, их до сих пор считали чужаками. Но ребенку была суждена судьба человека, который будет почитаться миллионами людей и после того, как Ур будет обращен в прах и забыт. Звали этого мальчика Аврам, а позже он получил более знакомое для нас имя Авраам. Чтобы получить некоторые сведения о семье Авраама, обратимся к 11-й главе книги Бытие. Отсюда мы узнаем, что он был третьим сыном Фарры, потомка Ноя в девятом поколении - того самого Ноя, который был спасен во время Потопа. Когда семья Фарры обосновалась в Уре, мы не знаем. Опираясь на Библию, мы можем заключить, что первый сын Фарры (Аран) родился, когда Фарре было 70 лет. Позже появился Нахор, и еще позже, когда Фарре было 130 лет, родился Аврам. В древние времена, отличавшиеся высоким уровнем рождаемости, женщины, по-видимому, чаще становились матерями, и, тем не менее, можно предположить, что Аврам родился от другой матери, нежели его старшие братья. Известно, что после рождения Аврама от Фарры родились и другие дети. Фарре было 140 лет, когда у него родилась дочь Сара, но родилась не от матери Аврама, а от другой жены. Сара, сводная сестра Аврама, стала его женой. В те далекие времена заключалось немало браков между членами одной семьи. Так, Нахор взял в жены своего старшего брата Арана, а Авраам - собственную сводную сестру. Спустя много лет Аврам, или Авраам, пошлет своих слуг за сотни километров от дома с наказом найти невесту для своего сына среди родственников. И слуга вернулся, в конце концов, с Ревеккой, внучкой Нахора, брата Авраама. А еще позже внук Авраама Иаков своими женами будет иметь Лию и Рахиль, правнучек того же Нахора. Фарра, отец Авраама, жил в Уре, по крайней мере, 60 лет до рождения Авраама, так как в Библии говорится, что старший сын Фарры - Аран - родился именно в Уре. Он прожил достаточно долго, так как мы читаем, что он имел от своей жены, по крайней мере, одного сына и двух дочерей, а затем "умер Аран при Фарре: отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском." (11:28) Фарра или кто-то из его предков, скорее всего, прибыл в Ур из верхней долины Евфрата. В настоящее время на этих территориях расположились современные Сирия, Ирак и восточная Турция. Многие поселения этих стран носят имена членов семьи Авраама - Фарра, Серух, Нахор, Аран, Фалек. Попробуем реконструировать события. Спустя какое-то время после Потопа, потомки Ноя спустились с гор, располагавшихся поблизости от места остановки ковчега. Обосновавшись поначалу в верхних предгорьях, они постепенно переселились в плодородные долины Тигра и Евфрата. Согласно Библии, именно в этих местах была построена огромная Вавилонская башня. Семья Фарры, осевшая в шумном, быстро развивающемся Уре, постепенно отошла от почитания истинного Бога. В книге Иисуса Навина читаем его слова, обращенные к Израилю: "За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам" (И.Нав.24:2) Вполне возможно, что, живя в Уре, Фарра мог стать одним из тех, кто поклонялся Нанне, богу луны. Есть все основания полагать, что, по крайней мере, некоторые члены семьи были ревностны в своем почитании Нанны. Когда семья оставила Ур и перешла в Харран, то ее члены могли перенести туда и традиции поклонения божеству луны. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, результаты которых говорят о том, что культ луны в Харране сильно напоминает культ Нанны в Уре. Лаван, племянник Авраама, без сомнения был одним из идолопоклонников, и в его доме было несколько идолов. Когда его зять, Иаков, тайно ушел от Лавана, уведя с собой его дочерей, одна из них взяла с собой идолов. (См Быт.31:19,30) Само имя Лаван означает "белый", и в Ливане луну боготворили под именем "Лаван", т.е. "белая", что нашло отражение в древних ассирийских именах Шу-Лаван, Лаван-нада и так далее. ("История древнего мира", Кембридж.т.1 ч.2 стр.736) Но в среде идолопоклонников, к которым относились даже его родственники, Аврам оставался верным своему Господу. Еще когда Аврам был в Уре, Бог явился ему, наказывая оставить Ур и идти в землю Ханаанскую. В этом молодом муже, окруженном язычниками, Господь узрел крепость характера, на которую Он мог положиться. Со времен Сотворения у Господа всегда были вестники, которые несли своим современникам знание о совершенной Божественной воле. Адам, Сиф, Енох, Мафусал, Ной и Сим по одной неразрывной цепочке передавали чистую неизменную веру в Бога. К моменту рождения Аврама Симу, сыну Ноя, было около 450 лет, и он, вероятно, прожил еще лет 150. Была ли у Аврама возможность встретиться с Симом, предком, которого отделяло девять поколений? Удалось ли ему из уст самого Сима услышать повествование о Сотворении, грехопадении, Потопе, Вавилонской башне? Может быть. Библия ничего не говорит об этом, но это действительно могло произойти. Попробуем представить себе ту ночь, в которую Господь впервые призвал Аврама. Была ли это весенняя ночь, когда звезды по-особому ярко сияли над уснувшим Уром? Позже Господь часто (хотя и не всегда) обращался к Авраму в ночное время. "Аврам", - позвал, наверное, голос из тьмы. "Кто зовет меня?" - вопросил изумленный юноша. "Аврам, изойди из этого города, из этой страны, оставь даже родственников твоих и иди в землю, которую Я укажу тебе". Какие мысли могли тесниться в этот момент в разуме юноши? Оставить этот город? Оставить Ур? Но что скажет Сара, его жена? А как же его престарелый отец? И его брат Нахор? Все его двоюродные братья, племянники и племянницы? Мы не знаем, какого возраста был Аврам, когда он впервые получил весть от Бога. Он был достаточно взрослым человеком, поскольку имел уже жену, однако 75-летнего рубежа еще не достиг. Книга Бытие говорит нам только, что Фарра взял Аврама, сына своего, Сару, жену Аврама, Лота, сына старшего - умершего - сына Фарры Арана и оставил Ур, чтобы идти в землю Ханаанскую. Главой семьи был Фарра, тем не менее, книга Деяния приводит нас к безусловному выводу о том, что именно весть Господа к Аврааму побудила все семейство оставить Ур. Престарелый отец, по-прежнему придерживающийся идолопоклонничества, увидел в своем младшем сыне Аврааме нечто, заставившее его полностью довериться ему. Авраам, скорее всего, рассказал своим близким о том удивительном диалоге, в котором Господь открыл ему Свою волю. И отец, частью из священного страха, но, что более вероятно, из уважения, вызванного цельностью характера его младшего сына, решил всех членов семьи, выразивших согласие, повести в это странное путешествие, не имевшее видимой цели. Может быть, это случилось ранним весенним утром: на светлеющем небе все еще виднелись звезды, когда семья отправилась в путь, и по улицам, ведущим к городским воротам, застучали копытца навьюченных осликов. Нахор, второй сын Фарры, не назван среди тех, кто оставил Ур. Возможно, его жена Милка в очередной раз ожидала рождения ребенка. А возможно, он упорно не хотел принимать участия в осуществлении планов, в основе которых лежали "небылицы", рассказанные его младшим братом. Мы не знаем точно всех обстоятельств, но обнаруживаем, что позже Нахор со всей семьей все же оставил Ур и обосновался в Харране (Быт.24:10; 27:43). И вот, уходя вверх по течению великой реки Евфрат, вместе с семьей Авраама, мы закрываем книгу Ура, города света. Военачальники будут продолжать свои победоносные походы, но никогда царский Ур не вернет себе прежнего величия. Еще вплоть до 300 г. до Р.Хр. крестьяне и пастухи будут трудиться на плодородных землях, но потом Евфрат изменит свое русло, обрекая город на все тяготы жизни в пустыне - например, связанную с этим тщательную разработку ирригационной системы, без которой невозможно было бы существование жителей города. В настоящее время Евфрат протекает приблизительно в десяти километрах к востоку от Ура. От города остались только полузасыпанные песком руины. Зиккурат - гигантская гора, возведенная богу луны Нанне - постепенно осыпается, забытая всеми. Там, где вдоль узких улиц стояли когда-то красивые двухэтажные дома, сегодня видны лишь обвалившиеся стены и разбитые тропинки. Кое-где этот неживой пейзаж нарушается свежевыкопанными траншеями, в глубине которых археологи стремятся найти свидетельства древней истории города.
Городская стража, видевшая, как ранним утром группа путешественников уходит из Ура, возможно, и не посмотрела им лишний раз вслед. Но молодой человек по имени Аврам в 1900 г. до Р.Хр. вместе с женой, отцом, родственниками и слугами оставлявший Ур, чтобы никогда в него больше не вернуться, заставил имя Ура жить в человеческой памяти и тогда, когда его цари, императоры и великие люди были забыты. Филипп Вилкинсон
Жаклин Дайнин Иллюстрации Роберта Ингпена
Ур
Похожие и непохожие
Борьба за власть Вторжение Аккада Сила и слава Разговор с богами Глиняные надписи Школьник в Уре Ур-Намму Зиккурат в городе Ур По сравнению с современными зданиями, такой фундамент не кажется очень высоким, однако его размеры невероятны, если вспомнить, что весь зиккурат был построен из маленьких кирпичей. Для его возведения и ремонтных работ требовалась целая армия рабочих. Он имел три террасы, стены были наклонными и это делало его еще более похожим на гору. Попасть на террасы можно было по трем лестницам. Па самой вершине было святое место - убежище, где жил бог и где священники оставляли для него пищу и вино. Зиккурат выглядит как здание, в которое можно попасть, но на самом деле это целостный массив из глиняных кирпичей.На большей части наружных кирпичей было высечено имя Ур-Намму, на некоторых были имена более поздних правителей. Но с течением времени кирпичи нуждались в замене. Когда археолог Леонард Вули занимался раскопками царского захоронения в Уре, он обнаружил странную вещь. Когда шумерские цари и царицы умирали, вместе с ними хоронили также их подданных и слуг. Некоторые цари имели до восьмидесяти приближенных, и все они были захоронены вместе с ними. Возле каждого тела стояла чаша, что позволило Вули предположить, что слугам, лежащим в захоронении, давали яд. Вули начал собирать вместе все загадочные и ужасные предметы и факты, связанные с захо-ронением. Первым в могилу ложили монарха. Затем вместе с ним трех или четырех выбранных сопровождающих и давали им яд. Внутреннюю могилу заделывали слоем кирпича, сделанного из грязи и гипса. Затем большая погребальная процессия проходила в наружное помещение могилы. Первыми шли женщины двора, одетые в пышные наряды. За ними следовали многочисленные прислужники. Они все шли к могиле и принимали яд. Затем могила закрывалась, а народ справлял тризну. Исследователь Леонард Вули и Ур
Храмовая башня Ура Предметы торговли
Зарождение письменности Вернуться к списку городов Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |