|
Вернуться к списку городов МОАВ И АММОН
Источник - книга Джоша Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства" Суд Господень свершился и над двумя небольшими царствами - Моавом, расположенным к востоку от Мертвого моря, и Аммоном, лежавшим на север от Моава. Писания и датировка (592-570 г. до Р.Х.)
Иезекииль 25: Предсказания
Исторические данные
Рассмотрим историю этих двух царств в свете вышеприведенных пророчеств. "Ознакомившись с топографией этой местности, - пишет Говард Вое, - мы видим неприступные горные преграды; составить же понятие о военной мощи Аммона можно из того факта, что в 354 г. до Р.Х. царь Аммона Бааса послал в Каргар десятитысячное войско для сражения с силами царя ассирийского Салманасара. Аммонское царство было столь богатым и могущественным, что когда Иеремия предсказал превращение Раввы (Аммона) в "груду развалин", это пророчество казалось весьма неправдоподобным" (Предсказание 1; см. также Иер. 49:2).
"Влияние этих пророчеств было столь велико, - указывает Говард Вое, - что один из авторов чисто светской популярной энциклопедии писал, что "Израиль оставался великой державой, а Моав погиб. На Моав действительно оказывали постоянное давление орды кочевников - об уязвимости его земель свидетельствуют многочисленные руины крепостей и замков, которые вынуждены были строить даже римляне. Но объяснение падению Моава следует искать внутри Израиля и, прежде всего в предсказаниях его пророков".
Царства, порожденные грехом
Источник - http://nauka.bible.com.ua
Царства Моав и Аммон
Археологический комментарий Не понимали этого и дочери Лота. После гибели Содома и Гоморры они, в недавнем прошлом завидные невесты и наследницы огромного состояния, остались ни с чем. Но главное, что их более всего беспокоило, это позор безбрачия, уготованный им, как они считали. Согласно восточным обычаям того времени, незамужняя женщина пользовалась дурной славой. И тогда: «И сказала старшая младшей: …нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя… И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19:31-32; 36-38). Родив сыновей, они полагали, что все проблемы разрешены, им обеспечена опора в старости, но этот грех породил не добро, а зло. И расплачиваться за него пришлось не двум неразумным девушкам, а двум народам. Но бывает так и в нашей жизни, когда за грехи и пороки родителей (алкоголизм, наркоманию, курение, случайные связи) приходится расплачиваться их детям разрушенным здоровьем, врожденными уродствами, тяжелыми заболеваниями. И даже если родители раскаялись в своих грехах и обратились к Богу, плоды этих грехов продолжают существовать, поражая не одно поколение. Вот почему Библия утверждает, что за грехи родителей дети наказываются «…до третьего и четвертого рода…» (Исх. 20:5). К тому же пример жизни родителей, их характер и поступки часто становятся объектом подражания у их детей, и они нередко копируют их. Будем же всегда помнить, что грех способен родить только грех… В 60-е годы нашего столетия в аэропорту столицы Иордании Аммана была совершенно случайно сделано важное открытие: строители натолкнулись на следы какой-то древней культуры. В ходе последовавших за тем раскопок было обнаружено квадратное здание с внутренним двором. Помимо многочисленной керамики со следами пожара было найдено огромное количество обгоревших костей, причем детских костей. Позже было установлено, что археологи открыли древнее святилище одного из аммонитских богов, в жертву которому приносили детей. История царя Месы, принесшего в жертву своего собственного сына, обрела реальность (4 кн. Царств 3:27). На ученых взирали остатки детских костей, за которыми явственно проступал силуэт древнего царства Аммона. Рожденные от родных сестер, Моав и Аммон, как и произошедшие от них народы, вошли в историю как два союзных государства. Их внешняя политика, государственное устройство были настолько похожими, что и в мировой истории они упоминаются всегда вместе. Но более прочно, чем политика и экономика, их связывал древних грех матерей, следствием которого явилась поистине изуверская религия. Их основными богами стали Фегор (или Ваал-Фегор) и Молох. Статуя Молоха представляла собой истукан с большой бычьей головой и человеческими протянутыми руками, который нагревали до раскаливания и на эти руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался шумной музыкой. Культ этого бога вообще отличался изуверской жестокостью, и был впоследствии распространен за пределы этих государств, в частности, в знаменитом Карфагене, где «в дни больших праздников или в годины бедствий людей умерщвляли тысячами». «На костях сохранились явные следы огня. Детей, принесенных в жертву, затем клали в кувшины головой внутрь, и закапывали в землю». Страшные находки алтарей (тофетов) были обнаружены во всех древних моавитских и аммонитских городах. Не менее отвратительные зрелища представлял собой культ Фегора. Помимо человеческих жертвоприношений здесь присутствовали и массовые оргии, в которых принимали участие все возраста, от детей до глубоких стариков. Храмовая проституция, как мужская так и женская, была также неотъемлемой частью культа. Проповедуя кровь и разврат, религия этих государств превозносила и вероломство в политике. И здесь мы вновь являемся свидетелями теснейшей связи между религией и развитием государств. Лишенные нравственной опоры, аммонитяне и моавитяне краеугольным камнем своей политики ставили разбойничьи набеги. Постоянные нарушения договоров и соглашений, провокации были для них нормой. Наблюдая за тем, как державы воевали друг с другом, Моав и Аммон включались в войну в тот момент, когда одно из государств проигрывало и становилось легкой добычей. Особую ненависть они питали к израильтянам, которым безосновательно мстили за горькую участь, постигшую их прародителей. Они не переносили высоконравственной религии сыновей Авраама, и люто ненавидели их, а также Бога, уничтожившего Содом, где так хорошо жилось их предкам. Здесь весьма примечательным является тот факт, что иудеи в своих отношениях к ним руководствовались совсем иными принципами: «Ты проходишь ныне мимо пределов Моава… И приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» (Втор. 2:18-19). Израильтяне стремились всячески найти общий язык с этими братскими для них народами, но всякий раз встречали противодействие. Когда Моав, пользуясь возникшими смутами в Израиле, захватил его, то приступил к настоящему геноциду против его народа (см. кн. Судей 3:12-30). На протяжении всех 500 лет, пока существовали бок о бок Иудея с Аммоном и Моавом, между ними шли войны. И только в 594 году до Р. Хр. перед лицом надвигающихся вавилонских полчищ, они заключили союз. Но этот союз уже не мог спасти ни отступившую от Бога Иудею, ни окончательно погрязших в грехах и выродившихся народов Моава и Аммона. Час Божьего суда наступил, и пророчества, произнесенные Богом через пророков получили исполнение в истории.
Библейские пророчества о Моаве и Аммоне
Книга пророка Исайи
15 глава
Книга пророка Иеремии
Книга пророка Иезекииля
Книга пророка Софонии
Книга пророка Амоса
Выводы из пророчеств Несмотря на заключенный в 594 году до Р. Хр. союз с Иудеей, Моав и Аммон, понимая, что противостоять Вавилону не смогут, в самый ответственный момент бросают иудеев и присоединяются к Навуходоносору. Вместе с вавилонянами они празднуют разгром Иерусалима, не ведая, что следующая очередь за ними. И действительно, спустя 5 лет полчища Вавилона вторгаются на территории Моава и Аммона. Подобно смерчу месопотамские войска проходят по их землям. Прекрасные города и мощные крепости потомков Лота обращаются в развалины. Цари Аммона и Моава вместе со своими вельможами и военачальниками уводятся в плен. А их недавние владения обращаются в одну из многочисленных провинций Вавилонской империи. Проходят века, и вавилонян сменяют мидо-персы, а их, в свою очередь, греки, и, наконец, римляне (в 63 г. до Р. Хр.). В течении этих столетий продолжается ассимиляция моавитян и аммонитян, так и не сумевших восстановить свою государственность. Во 2 веке до Р. Хр. в истории вообще в последний раз упоминается племя аммонитян. И снова проходят века… На смену железным римлянам приходят лукавые византийцы, затем арабы, потом турки. Новые хозяева древних земель уже и не знают ничего о древних своих предшественниках. Одинокие развалины, курганы и дольмены (каменные могилы) высятся на востоке от Мертвого моря. Чьим богам принадлежат странные статуи с вытянутыми вперед руками и бычьей головой, никто не помнит. Открытие этих древних государств для науки произошло в 1868 году…
Моавитский камень
В 1868 году по земле древнего Моава совершал путешествие немецкий миссионер Ф. А. Клейн. Местные жители поведали ему, что вблизи развалин, носящих имя Дибон, лежит какой-то древний камень. Клейн отправился в указанное место и действительно обнаружил там массивный базальтовый монолит, на одной стороне которого была высечена надпись в 34 строки. Скопировав надпись, он отправился в Иерусалим и через прусского посла стал добиваться права приобретения камня. Узнав об открытии немца, член французского посольства Клермон-Ганно, ознакомившись с камнем, так же приступил к действиям, направленным на его вывоз во Францию. Между тем полудикое население Дибона, увидев, что европейцы заинтересовались каким-то куском базальта, решили взять деньги и с тех, и с других. Для этого они разогрели камень, а затем стали обливать его холодной водой, в результате чего он развалился на куски. Ценой неимоверных усилий французу все же удалось приобрести его для Луврского музея. В ходе последующих исследований было установлено, что надпись на камне принадлежит моавитскому царю Меши (Месе), жившему в 9 веке до Р. Хр. Но главное для археологии заключается в том, что надпись на нем посвящена событиям, описанным в Библии, в 4 книге Царств, 3 главе. И описания эти, за исключением напыщенных речей Меши, полностью совпадают с Библейскими. Теперь на археологов взирал уже не только кровожадный Молох, которому Меша принес в жертву своего сына, но и сам царь, говорящий к нам со строк черного базальтового камня.
Легендарное царство Моав, упоминаемое до этого времени только на страницах Библии и отрицаемое официальной наукой, получило второе рождение. Лопата археолога подняла из небытия древние, проклятые Богом, канувшие в Лету города: Итак, Библейские пророчества, предрекавшие разгром Моава и Аммона, пленение их правителей (вывод из пророчеств 3), ассимиляцию их народов (вывод из пророчеств 5 и 8), разрушение моавитских городов (вывод из пророчеств 12) исполнились до мельчайших подробностей.
Сквозь тысячелетия. Сыны востока
Самая загадочная часть пророчеств о каких-то сынах востока, которые должны завладеть землями Моава и Аммона, о том, что владеть их землями будут евреи, о возвращении их из плена так же нашли свое удивительное исполнение в истории. Так, в 167 году до Р. Хр. в Иудее вспыхивает освободительная война против Сирии, в результате которой Израиль вновь становится независимым государством под управлением династии Хасмонеев. Представители этой династии приступают к активной внешней завоевательной политике, в результате которой покоряют древние территории Моава и Аммона, которыми иудеи владели до времен сыновей Ирода. Выше мы рассмотрели судьбу главных городов Моава, лежащих в развалинах. В отличии от них столица Аммона Равва имела иную участь. В период господства греческой династии Египта Птолемеев, в Палестине Равва обрела расцвет, превратившись в прекрасный торговый город, названный Птолемеем Вторым Филадельфией. В 218 году до Р. Хр. его захватили Селевкиды, которые сильно перестроили город. В Византийское время он был резиденцией епископа, однако последовавшее затем арабское господство, нескончаемые войны шейхов привели к разрушению древней столицы Аммона. В течении долгих столетий на месте города высились величественные развалины седой древности и рядом ютилась маленькая убогая деревушка. Место былых площадей превратилось в стойло для верблюдов (вывод из пророчеств 1, 4), которых держали потомки аммонитян, лишенные новыми хозяевами страны каких-либо прав. Шли века, и вот в 1918 году в результате окончания Первой Мировой войны происходят заметные политические изменения. И наряду с крушением Российской, Германской и Австро-венгерской империй происходит крушение и распад Османской империи. В 1921 году одним из государств, образовавшихся в результате падения Османской империи, становится Иордания. Ее первый правитель эмир, сын востока, Абдаллах, желая показать преемственность своей власти, а не просто ее узурпацию, объявляет себя преемником царства Аммон. Более того, столицу нового государства он приказывает строить на месте развалин древней Раввы, назвав город Амман (правильнее произносить Аммон), в честь древнего царства. В течении всего нескольких лет место для стойла верблюдов превращается в большой город. Сегодня Амман имеет железную дорогу, аэропорт, университет, и пр. И, наконец, если мы сравним карту древних Моава и Аммона с картой современной Иордании, то увидим, что их границы буквально накладываются друг на друга. Итак, сыны востока действительно завладели Моавом и Аммоном (см. выводы из пророчеств 6 и 7), вернув плен этих земель, дав им вторую жизнь (вывод из пророчеств 9). И последнее: «страна Моав… расположенная к Востоку от Мертвого моря… в древности была довольно плодородной и богатой, а в настоящее время представляет собой довольно безрадостную картину полупустыни». Так исполнилось еще одно, казалось, невероятное пророчество (вывод из пророчеств 10), говорящее о превращении плодородных земель Моава и Аммона в пустыню. Итак, на месте древних царств возводятся города, строятся университеты, кипит жизнь, но… все это без самих аммонитян и моавитян, исчезнувших, ассимилировавшихся среди других народов. А ведь строителями этих городов могли бы быть и они, если бы не отвергли призыв Божественной милости. Ведь их современники евреи, измаильтяне (арабы, потомки Измаила), греки, армяне живут до сих пор, и не исчезли, как нация. Но даже сегодня Бог хочет возвратить из духовного плена дальних потомков сыновей Лота. И сегодня, как никогда ранее, Трехангельская весть звучит в арабских странах: Иордании, Ливане и пр. И большое количество недавних мусульман становятся христианами, становятся на путь жизни, с которого 4000 лет назад сошли дочери Лота и их потомки. Вернуться к списку городов Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |