ТЕМЫ СТАТЕЙ


НОВОЕ НА САЙТЕ:


Система Orphus<







 
Мир после потопа
Источник - "Как возник наш мир" У. Гладсхауэр


Всемирный потоп

Потоп кончился, и из-под воды вновь выступила суша. Ной и его семья покинули ковчег. То, что они увидели перед собой, по сути, было совершенно новым, иным миром: "тогдашний мир" (2 Пет. 3,6) полностью исчез. Многие не вполне осознают, что Бог наказал потопом не только мир живых существ, но и всю Землю: она приняла совершенно иной облик. Когда-то обильно покрытая растительностью, Земля теперь превратилась в пустыню. Бывшие до потопа моря и горы исчезли, вместо них появились совсем другие. Ной и его сыновья ступили на поверхность новой, совершенно неизвестной для них планеты, формирование которой еще продолжалось. Еще многие столетия после потопа новые люди сильно страдали от последствий этой всемирной катастрофы. Земная поверхность содрогалась от постоянных землетрясений, смещение материковых плит приводило к образованию новых гор и разломов, ветры с моря вызывали сильные наводнения и затяжные ливневые дожди. Должно было пройти много сотен лет, прежде чем закончились начавшиеся одновременно с потопом тектонические преобразования и условия жизни на Земле приблизились к сегодняшним. Ледниковые периоды и перемещения континентов, о которых часто говорят униформисты, действительно должны были происходить, но не в древние времена, а в течение нескольких столетий после потопа. В третьей книге этой серии мы подробнее рассмотрим историю человечества после потопа: строительство вавилонской башни, расселение людей по всей земле, археологические периоды (каменный, бронзовый, железный век), возникновение античных цивилизаций, культур Египта и Месопотамии и, не в последнюю очередь, возникновение израильского народа. В этой, заключительной главе второй книги мы хотим продолжить рассуждения, начатые нами уже в первой главе. До этого мы рассматривали мир преимущественно с точки зрения естественных наук. Мы проследили возникновение растительного и животного мира и человека, исследовали причины и силы, сформировавшие сегодняшний облик нашей планеты: сначала в неделю творения, затем при потопе. Продолжая эту линию, мы и хотим завершить данную книгу. Как же послепотопный мир развился в тот мир, в котором мы живем сегодня и который доступен естественнонаучному исследованию?

Книга Иова

Со всеми нашими вопросами мы до сих пор обращались к Библии, чтобы почерпнуть в ней жизненно необходимую для наших исследований информацию. Сделаем это и сейчас. Это поистине чудо: мы находим в Библии целую книгу, содержащую драгоценные описания явлений природы, происходивших вскоре после потопа. Мы имеем в виду книгу Иова. Это совершенно особая книга Библии - не только в силу своей литературной уникальности и глубокой мудрости (она посвящена волнующей теме глубокого человеческого горя), но и в силу содержащихся в ней сведений метеорологического и геофизического характера. Мы абсолютно уверены в том, что Иов жил в первом тысячелетии после потопа. Его книга дает нам впечатляющее описание гигантских преобразований, происходивших на Земле в течение некоторого времени после потопа. Не приводя здесь длинных доказательств, мы настоятельно подчеркиваем, что книга Иова была написана во времена Моисея или даже до него. Если мы вспомним о том, что Моисей, по всей вероятности, располагал очень древними письменными документами, положенными им в основу первой части книги Бытия, то он вполне мог располагать и книгой Иова (возможно, написанной на другом языке). Благодаря авторитету Моисея, убедившемуся в богодухновенности этой нееврейской книги, она смогла занять свое место в каноне Библии. Во всяком случае все свидетельствует о том, что книга Иова была написана ненамного позже происходивших в ней событий. Естественнонаучное и историческое описание той эпохи проглядывает в книге даже через возвышенные поэтические формы. Это приводит нас к вопросу о том, в какое время жил Иов. Что Иов был исторической личностью, видно при чтении Иез. 14,14-20 и Иак. 5,11. Мы считаем, что Иов жил не позднее 2000 г. до н.э. В пользу этого предположения говорит следующее:

а) Преклонный возраст Иова (ср. Иов 42,16). Если мы вспомним, что продолжительность жизни людей после потопа постепенно уменьшалась, то Иов должен был жить раньше Фарры, отца Авраама.

б) В книге не упоминается какой-либо формы богослужения, кроме семейной, Иов как глава семьи был и ее священником (Иов 1,5). Как и патриархи, он знал лишь жертву всесожжения, не проводя различия между ней и особой жертвой за грех (Иов 1,5; ср. Быт. 8,20; 22,1-13; Лев. 1,4-6).

в) Истинное богопознание вне еврейского народа мы встречаем преимущественно в очень древние времена: вспомним Авраама, Мелхиседека, Иофора и Авимелеха. Кроме того, в этой книге употребляется имя Бога "Вседержитель", что характерно лишь для Пятикнижия.

г) Другими параллелями с книгой Бытия, указывающими на большую древность книги Иова, являются, в частности, упоминание ангелов как "сынов Божиих" (Иов 1-2, Быт. 6), сходство словарного запаса и стиля книг, а также отсутствие каких бы то ни было упоминаний о Законе и исходе евреев из Египта.

д) В книге Иова упоминаются лишь самые древние формы идолопоклонства: поклонение Солнцу и Луне (Иов 31,26). Эти культы мы встречаем уже у египетской, аккадской и шумерской цивилизаций (ср. Ис. Пав. 24,2; Втор. 4,19; 17,2-7).

События книги Иова разыгрываются в земле Уц (Иов 1,1), вероятно, соответствующей Едому (Быт. 36,28). Септуагинта упоминает землю Уц как страну айситаев, народа, который географ Птолемей называет жителями Аравийской пустыни (следовательно, они были соседями едомитян, живших в горах Сеира). Некоторые древние авторы даже отождествляли Иова и Иовавом, царем Едома (Быт. 36,33). В пользу Едома говорит и то, что друг Иова Елифаз был родом из Фемана, известного места в Едоме (Быт. 36,4.11.15.42), а Елиуй был из вузитян, народа, жившего по соседству с халдеями на северо-востоке Аравии (ср. Иов 1,17;32,2). И наконец, на связь с Едомом указывает книга Плач Иеремии (4,21, ср. Иер. 25,20).

Климат во времена Иова

Зная теперь, где находилась древняя земля Уц, мы сразу замечаем, что климатические условия в те времена сильно отличались от сегодняшних. Сегодня там простирается знойная пустыня. Упоминаемые Иовом животные (львы, дикие ослы, единороги, шакалы и страусы - см. Иов 30,29; 38,39 - 39,18) вообще не встречаются на Аравийском полуострове, но сильно распространены, например, в саваннах Восточной Африки. Это должно означать, что земля Иова должна была иметь умеренный влажный климат. Книга также говорит о многочисленных реках и потоках, но сегодня южнее Мертвого моря трудно найти даже вади (сухие овраги), во время дождей наполняющиеся водой, не говоря уже о ручейке или реке. Эта окрестность сегодня - одно из самых жарких и засушливых мест на земле. Второй примечательный признак иного климата - упоминаемые в книге большие количества осадков, причем не только ливневых дождей (36,26-33), но и даже снега (6,15-18; 37,6-11; 38,28-30).

Тот факт, что жители страны Уц были знакомы со снегом и льдом, может указывать лишь на то, что на Аравийском полуострове когда-то царил гораздо более умеренный климат. Столь сильное изменение климата объяснимо лишь крупным смещением климатических поясов. Осадки были во времена Иова не только частыми, но и настолько сильными, что уничтожали урожай. Тяжелые ливневые дожди порой полностью смывали растения с полей (14,18-19). По-видимому, во времена до Иова дожди были еще интенсивнее, потому что он вспоминает, как тогда люди, доведенные нуждой и голодом до крайности, искали пищу в степи. Эти несчастные были изгнаны своими более богатыми сородичами и обречены на жизнь в пещерах и ущельях (30,1-8). Как мы увидим позже, эти изгои знакомы нам всем под названием пещерных людей из плейстоцена!

Причины бедственного положения этих людей могли заключаться не только в обильных осадках, вызвавших неурожаи. Свою роль здесь должны были сыграть и большие землетрясения и смещения в земной коре. Представим себе, каково было жить в стране, где глиняные хижины бедняков время от времени просто сметались с лица земли (4,19-21)!

Некоторые области совсем обезлюдели из-за постоянных землетрясений и извержений вулканов, и лишь немногие отверженные рисковали поселяться там (15,28). По сей день во многих местах южнее Палестины можно увидеть руины примитивных каменных построек, относимых униформистами к каменному веку. В третьей книге этой серии мы подробнее остановимся на этих находках при анализе культурных слоев древнейших городов земли, таких, как Иерихон.

Обильная вулканическая деятельность после потопа

Другим источником постоянной опасности для Иова и его современников являлось море. Сегодня страна Уц находится далеко от моря, однако Иов часто упоминает о нем. В гл. 6,3 он говорит о песке морей, в гл. 9,8 - о "высотах" (волнах) моря. Что вообще мог сказать о высоте морских волн Иов, житель саванны? В гл. 12,15 он даже говорит о Боге, что Он "остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят (изроют) землю". Значит, Иову была знакома разрушительная сила наводнений? Обратим внимание на его слова в гл. 7,12: "Разве я море или дракон, что ты поставил надо мною стражу?" По-видимому, у живших с Иовом людей было принято выставлять посты, чтобы своевременно оповещать людей о приближающихся наводнениях, а также "морских чудовищах" - огромных динозаврах, еще живших на земле некоторое время после потопа (см. гл. 4 и Иов 40-41).

Так каким же образом современники Иова были так хорошо знакомы с морем? Может быть, их страна граничила с исчезнувшим сегодня морем? Геологи действительно считают, что когда-то в тех местах существовало большое море, заполнявшее всю долину Иордана, включая Геннисаретское озеро и Мертвое море, и расположенное на десятки метров выше его сегодняшнего уровня. Даже сегодня там можно увидеть террасы и пляжи, образованные бушевавшими когда-то волнами. В те времена в Палестине шли проливные дожди, а севернее нее бушевали метели. Сильнейшая эрозия почв, вызванная этими осадками, привела к образованию большого числа известняковых гротов и пещер, которые во дни Иова служили жильем для "пещерных людей".

Движение континентов

Зачем было людям выставлять посты у моря? Потому что, как мы уже видели, море раз за разом обрушивало на землю страшные наводнения. Глава 12,15 описывает именно наступление этих приливных волн: короткое время до них вода отступает, обнажая влажное дно моря. Предупрежденные наблюдателями люди в спешке покидают опасный район. Потом волны с большой скоростью возвращаются назад, обрушиваются на берег и заливают большие участки суши. Елифаз также ссылается в своей речи на волны наводнения, хотя мы должны учитывать, что он, возможно, лишь вспоминает при этом разрушительные волны потопа: "Тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя (аллегория?). Не превыше ли небес Бог? посмотри на звезды, как они высоко! И ты говоришь: "что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака -завеса Его, так что Он не видит, а только ходит по небесному кругу". Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их?" (22,11-16). Живое воспоминание о наводнениях имел и Иов, сравнивая с ними своих друзей: "Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шумом бросились на меня" (30,14). Иов и его современники жили у моря и были знакомы с этой грозной стихией.

Движение континентов после потопа

В сегодняшней Палестине высоко в горах встречаются песчаные пляжи, простирающиеся до самого Ливана и южного берега Турции. Их высокое расположение вызвано поднятием суши, но и сегодня на них можно увидеть следы бившихся о скалы волн наводнений. Нынешний хлопковый пояс Турции, теплое побережье Средиземного моря, представляет собой не что иное, как образованный мощными морскими приливами пляж времен плейстоцена. Волны раздробили каменный берег и со временем превратили его в плодоносную почву.

Как образуются такие приливные волны? Они вызываются локальными сдвигами земной коры. Мы уже много говорили о тектонических процессах на суше: точно так же они происходят и на дне океанов. О суше Иов говорит: "Он передвигает горы, и не узнают их; превращает их в гневе Своем" (9,5). В другом месте написано: "Гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь" (14,18-19). Об океанах Иов говорит: "(Бог) силою Своею волнует море" (26,12).

Учитывая предыдущие главы, мы можем связать эти высказывания с определенной исторической эпохой: времена Иова соответствуют концу плейстоцена или началу голоцена, последних геологических периодов в истории Земли. В это время должны были происходить гигантские тектонические процессы, вызванные перемещением материков. Одной из причин, почему Палестина и весь Ближний Восток сильно пострадали от разделения материков, является огромный разлом долины Иордана. Движение земной коры привело здесь к образованию гигантского разлома, протянувшегося на 8 000 км от гор Арарата на северо-востоке Турции до Йоханнесбурга в ЮАР. Это уже гигантский разлом, но и он не идет в сравнение с разломом на дне Атлантического океана, достигающего длины в 67000 км. Можно себе представить, каково приходилось жителям страны Уц, жившим в период таких гигантских преобразований.

Поиск отзвуков этих событий в книге Иова зачастую осложняется тем, что переводчики Библии не знали исторической подоплеки описываемых в ней природных катастроф: считая многие события лишь метафорами, они не в полной мере донесли до нас смысл оригинала. К примеру, видный толкователь Библии Карл Будде (1913) хотел полностью исключить из перевода книги Иова 12,22, считая его слишком отвлеченным. Переведя этот стих буквально, мы получим: "Он обнажает глубины из тьмы и выводит на свет тени смертные". При этом слово "глубины" может означать нечто не исследимое (см. Еккл. 7,24; Пс. 63,7), но произведено от конкретного значения "глубокая пропасть" (Пр. 22,14; 23,27) или "глубокие воды" (Пр. 18,4; 20,5). Стих 11,8 стоит посередине между конкретным и абстрактным значением этого слова. Второе ключевое слово этого стиха, "тени смертные", можно понять как описание глубокой тьмы (3,5; 16,16; 24,17; 34,22), подземного мира (10,21-22; 38,17) или глубин земли (28,3), при этом последние два толкования трудно строго разграничить между собой.

В контексте всей 12-й главы конкретное значение 22-го стиха все же перевешивает абстрактное (ср. прежде всего ст. 7-9,14,23-25). Речь здесь идет о безграничной и порой даже кажущейся неуправляемой силе Божией, повелевающей водными стихиями и рассеивающей народы. Поэтому стих 22 можно прочитать следующим образом: "Он полагает пропасти тьмы и выводит на свет темные глубины". Это вполне понятно: ведь на глазах Иова образовался Сирийско-Африканский разлом. Исследователи иорданского разлома полагают, что в то время земная кора была просто разорвана в прямом смысле этого слова. Многие пласты горной породы к западу от Иордана все еще расположены в том порядке, как они находились до разлома. Слои земной коры образовались главным образом при потопе, в то время как гигантские сдвиги континентальных плит происходили в течение многих столетий после него.

На Божьем уроке космологии

В этой связи чрезвычайно интересно описание возникновения мира и его дальнейшей истории, которое Бог открывает Иову в 38-й главе. В первой части главы (где Бог спрашивает Иова, много ли он знает о сотворении мира, чтобы судить о нем) говорится о сотворении Земли (ст. 4-7), возникновении моря (ст. 8), образовании уже обсуждавшегося нами слоя водяных паров в атмосфере (ст. 9), отделении суши от моря (ст. 10) и некоторых других аспектах творения (утренней заре, свете, атмосферных осадках). Но, вспоминая сделанные в главе 4 выводы о климате предпотопного мира, мы заключаем, что упоминаемые в ст. 22 град и снег указывают на время после потопа.

Далее мы читаем очень интересный для нашего рассмотрения стих 25: "Кто проводит протоки (русла) для излияния воды (волн наводнения)?" Слово "вода" мы находим в том же значении в книге пророка Наума ("всепотопляющее наводнение"; 1,8) и Псалме 31,6 ("разлитие многих вод"), слово "протоки" в том же значении встречается в 3 Цар. 18,32.35.38; Иез. 31,4, а в значении "водопрод" в 4 Цар. 18,17; 20,20; Ис. 7,3; 36,2. Теперь мы можем перевести наш стих следующим образом: "Кто проложил русло для всепотопляющих вод?" Большое значение имеет употребленный в этом стихе глагол: это усиленная форма еврейского слова "пелег" (фалек), встречающееся в другом значении лишь в Пс. 54,10, в обычной форме он употреблен в Быт. 10,25 и 1 Пар. 1,19, где мы дважды читаем: "У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля, имя брата его Иоктан". Над толкованием этого стиха ухе потрудилось немало великих умов, но прежде чем мы займемся им подробнее, перечислим уже установленные нами факты:

а) Названное в Быт. 10,25 событие должно было произойти во времена Иова (см. выше).

б) Глагол "пелег" (фалек) в стихе 38,25 означает разделение, раскол земной коры и образование русла для большого потока.

в) Произведенные от глагола "пелег" родственные формы слов могут означать "отделение", но в большинстве случаев - "источник" или "вырытый канал". Таким образом, слово "пелег" действительно чаще всего употребляется для обозначения стока воды. Это подтверждается исследованием родственных семитских языков.

г) Интересна также предполагаемая связь этого слова с греческим "пелагос" (море), которое мы встречаем в нашем языке в слове "архипелаг".

Поэтому мы не превысим своих полномочий, связывая стих 38,25 с перемещением континентов и образованием разломов, объясняя в этом же духе и Быт. 10,25. Распространенное объяснение, что разделение земли во дни Фалека связано с начавшимся после вавилонского смешения языков расселением и обособлением народов, на наш взгляд, здесь неприемлемо. Из Быт. 10,8-12 очевидно, что смешение языков произошло не позднее установления царства Нимрода - но Нимрод был третьим от Ноя, в то время как Фалек принадлежал уже к пятому поколению, то есть он жил значительно (возможно, даже на несколько столетий) позже смешения языков. Кроме того, мы читаем здесь не о разделении народов (как в ст. 5, где для этого употреблен совсем другой глагол), а о разделении самой земли - суши, которая, как и в Быт. 6-9, должна была составлять одно целое (ср. гл. 8). Таким образом, здесь говорится о всемирном делении земной коры, связанном с образованием наполнившихся водой разломов.





  Наверх  





Библия и Наука - библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события.
Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов.
Hosted by uCoz