<
Поиск по сайту:

Библия и Наука





Может ли слово "йом" означать тысячу лет - или даже больше?

Источник - Малколм Бауден (перевод - Евгении Канищевой) - www.scienceandapologetics.org

Многие евангельские христиане приемлют идеи теистической эволюции. Они соглашаются с тем, что древнееврейское слово "йом", которым в Бытии обозначается день, на самом деле можно толковать как гораздо более длительный период времени. При обсуждении этого вопроса в качестве аргумента чаще всего приводятся строки Второго послания Петра, 2:8: "…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день". Из этих слов сторонники теистической эволюции заключают, что слово "йом" следует трактовать как долгий временной отрезок. "Тысяча лет", по их мнению, - просто символическое выражение; поэтому "дни" Бытия можно "растягивать" до тех пор, пока не получатся необходимые для эволюционной теории "миллионы лет".

1. Смысл строк 2 Пет. 3:8 "Но не забывайте одного, дорогие друзья: с Богом день, словно тысяча лет, а тысяча лет, словно один день."

В этом стихе у слова "день" контекст совсем иной, чем в Бытии. Апостол Пётр подчёркивает, что терпение Бога безгранично, и время у Него течёт совершенно иначе, чем у нас. Он готов отложить Судный День, чтобы привести нас к покаянию. Приводить эти строки как аргумент в поддержку того, что "дни Творения" равны долгим эпохам - значит насильно втискивать их в совершенно иной контекст, в котором они теряют свой истинный смысл.

На самом деле, Пётр цитирует Псалом 89 - молитву Моисея, человека Божия, автора Бытия (первой Книги Моисеевой). Моисей говорит, что Господь, образовавший землю и вселенную, вечен, в то время как человек подобен траве, дни которой сочтены. "Перед очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи" - эти слова вовсе не означают, что "вчерашний день" был равен тысяче лет, а "стража в ночи" - долгой эпохе.

2. Перевод слова "йом"

Учёные-гебраисты совершенно уверены в том, что "йом" - это обычные сутки продолжительностью в 24 часа. При этом они совсем не обязательно поддерживают креационистскую интерпретацию Бытия. Вот что пишет профессор Джеймс Барр (James Barr) в письме к бывшему члену совета Движения креационной науки Дэвиду Уотсону (David Watson) из Оксфорда: "Автор(ы) первых 11 глав Бытия стремился передать читателю ту идею, что Бог сотворил мир за шесть буквальных дней, каждый из которых длился, как и сейчас, 24 часа. Насколько мне известно, ни в одном из уважаемых университетов мира нет преподавателя иврита или Ветхого Завета, который бы считал иначе".

Таким образом, преподаватель иврита не сомневается в том, что слово "йом" означает обычные 24-часовые сутки. А некоторые христиане, не знающие этого языка, считают себя вправе утверждать, что это слово можно понимать и в переносном смысле, как, например, английское "day". Следует также отметить, что всякий раз, когда в Священном Писании встречается слово "йом" в сочетании с числительным, оно подразумевает день в буквальном смысле. Так, в Книге Пророка Неемии, 6:15 сказано, что стена Иерусалима была построена в пятьдесят два дня.

3. Четвёртая заповедь

Среди Десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, была следующая: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный день никакого дела". Откуда взялось такое требование? Объяснение даётся тут же, в следующем стихе: "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмый почил". Это - прямая параллель между Божьими семью днями Творения и нашей неделей. Ведь семидневной недели придерживаются не только евреи, но и все народы! И наш Господь Иисус, без Которого "ничто не начало быть, что начало быть", называл Себя Господом Субботы. Естественно было бы полагать, что всеведущий и всемогущий Бог творил мир мгновенно, и мир этот был совершенен. Семь дней Творения свидетельствуют о любви Творца к Его тварям. Ведь все Его слуги нуждаются в дне отдыха.

Те, кто пытается "растянуть" неделю Творения на много тысяч или миллионов лет, сами создают себе неразрешимые проблемы - как физического, так и духовного характера. Вот несколько примеров:

4. Проблемы с точки зрения физики:

А. В Книге Бытия очень чётко определён порядок создания различных частей Вселенной. Те же, кто считает, что дни Творения в первой главе Бытия - это долгие эпохи, склонны игнорировать этот аспект. Одна из проблем заключается в том, что растения были созданы в третий день, а Солнце - в четвёртый. Если бы "день" длился тысячи лет, как могли бы растения существовать без солнечного света?

Б. Теистические эволюционисты (те, кто трактует дни Творения как эпохи) должны отрицать тот факт, что Земля была сотворена прежде Солнца. (24-часовой цикл вращения Земли вообще не зависит от того, есть Солнце или его нет). Следует подчеркнуть, что с точки зрения грамматики нет никаких подтверждений тому, что Солнце якобы было сотворено в первый день, а на четвёртый оно "появилось". Слова "асах" и "бара" в равной степени означают "создавать", так что те, кто толкует слово "асах" (использованному в описании сотворения Солнца, Луны и звёзд) иначе, попросту искажают его значение. Если последовательно применить слово "асах" в значении "появилось после того, как было сотворено", ко всему описанию сотворения мира в Бытии, 1, то это описание превратится в бессмыслицу!

В. Насекомые - в частности, пчёлы - были, по всей вероятности, сотворены в день пятый, наряду с пресмыкающимися. Если же каждый "день" - это огромный временной промежуток, как могли опыляться растения, созданные в день третий?

5. Духовные проблемы:

А. Если, как убеждают нас приверженцы теистической эволюции, человек произошёл от человекообразной обезьяны, и процесс этот длился миллионы лет, то это означает, что таких похожих на человека обезьян были тысячи. Выходит, что Бог выбрал пару обезьян, придал им Свой образ (самая мысль об этом звучит абсурдно!) и вдохнул в них "душу живую"?! Теистическая эволюция предполагает именно такую последовательность событий, что полностью противоречит библейскому описанию сотворения мужчины и женщины.

Б. Ещё более важен тот факт, что с точки зрения теистической эволюции грехопадение Адама не есть поворотный пункт, обусловивший дальнейший ход истории человечества. А ведь падение одного человека привело всё творение в плен греха. В Послании к Римлянам, 5:12, сказано: "Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили". Следовательно, на землю должен был прийти идеальный человек (такой, как Христос - Богочеловек), Который, умерев за нас, выкупил бы нас из плена греха и восстановил отношения между Богом и человеком. Вот что говорится в Первом послании к Коринфянам, 15:22: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут". Подменять грехопадение идеей прогресса от обезьяны к человеку - значит, подрывать основы христианской веры. При этом сами христиане зачастую не понимают, что без первородного греха нет и потребности в спасении, а значит, и в Благой Вести!

Существуют и другие толкования первой главы Бытия, предполагающие, что дни Творения - не дни, а эпохи. Так, в конце XIX века среди некоторых христиан была очень популярна так называемая "теория разрыва" (см. буклет №39 "Куда ведут компромиссы" д-ра Фарида Абу-Рахме). Суть её заключалась в том, что между событиями, описанными в первом и втором стихах Бытия, прошли миллионы лет. Ещё одна компромиссная точка зрения - теория "Дней откровения" Вайзмэна (Wiseman). Она гласит, что в течение семи дней Бог рассказывал Моисею (автору Книги Бытия) о том, как Он сотворил Вселенную. Обе теории - откровенные фальсификации, и перед обеими стоят уже упомянутые проблемы.

6. Точки зрения Ранних Отцов Церкви Некоторые из тех, кто отрицает, что первая глава Бытия сообщает истину о сотворении мира, обращаются за поддержкой к трудам Ранних Отцов Церкви, в особенности - Блаженного Августина, Оригена и Василия Великого. На основании разрозненных цитат делается вывод о том, что "ортодоксальное христианство никогда не было склонно к наивным, буквалистским толкованиям". Однако тщательное изучение их трудов ясно показывает (в отличие от тенденциозно подобранных и вырванных из контекста отрывков), что все Отцы Церкви понимали Бытие буквально - как, впрочем, и Кальвин, и другие теологи вплоть до эпохи Дарвина. Василий Великий, которого так любят цитировать в поддержку идеи "старой Земли", в действительности утверждал следующее: "Бог сотворил всё… в краткий срок… Так давайте же оставим все образные и иносказательные толкования…[касательно "вечера" и "утра"] - это следует понимать как продолжительность одного дня и одной ночи… [в то время как некоторые толкователи] ищут спасения в аллегориях". Блаженный Августин в своём труде "О Граде Божием" (книга двенадцатая, глава 10) писал: "Итак, оставим предположения людей, которые сами не знают, что говорят о природе и происхождении рода человеческого… Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собою многие тысячи лет, между тем как по Священным Писаниям от сотворения человека мы ещё не насчитываем и шести полных тысяч лет…"

Причина появления теорий о "долгих эпохах"

Почему же многие христиане приняли теории, столь явно противоречащие летописи Бытия? Представим себя на месте образованных христиан во времена, когда во всём научном мире восторжествовала теория эволюции. Они оказались перед дилеммой. Отрицать "миллионы лет эволюции" означало подвергнуться насмешкам коллег и отказаться от всех надежд на карьеру в науке; а принять их - значило пренебречь очевидным смыслом Бытия. Именно по этой причине люди начали искать способы примирить Библию и "миллионы лет" эволюции. Отсюда - "теория разрыва", теория "один день - одна эпоха", идея о том, что повествование Книги Бытия - аллегория и другие интерпретации, о которых уже говорилось выше. Все эти идеи были несостоятельны с точки зрения Священного Писания, но тем не менее многим они показались спасительной соломинкой. И по сей день ситуация остаётся прежней…

Таким образом, теории о "долгих эпохах" были предложены с целью объединить два мира - мир верующих и мир атеистов. Их сторонники пытались "усидеть на двух стульях" - заручиться поддержкой светских кругов и при этом сохранить "библейские основы".

Новые свидетельства в пользу "молодой Земли"

Однако за последние пятьдесят лет появилось немало весомых научных свидетельств в пользу малого возраста Земли. Из буклетов Движения креационной науки вы можете узнать о доказательствах "молодости Земли" в геологии, антропологии, палеонтологии, астрономии. Причём некоторые из тех, кто предоставил эти доказательства, предпочитают оставаться неизвестными. Ведь если их приверженность идее "молодой Земли" будет предана огласке, может пострадать их научная карьера и даже материальное благополучие! "Безумцы", представляющие на суд общественности свои "неортодоксальные взгляды", серьёзно рискуют своим социальным положением. Ну, а тем, кто продолжает придерживаться теорий "долгих эпох", придётся осознать, что они оказались в очень сложном положении. Большинству приходится идти на сделку с собственной совестью; они уклоняются от любых дебатов и даже обычных дискуссий с креационистами! Но при этом они не понимают главного: отказываясь признать библейскую истину, они наносят непоправимый ущерб своей духовной жизни, ибо "истина Господня вовек".



Наверх
Hosted by uCoz