Библия и наука. Хоразин, Копернаум, Вифсаида. Иполнение пророчеств


     - Тематический поиск
 ТЕМЫ СТАТЕЙ


НОВОЕ НА САЙТЕ:


Система Orphus<







<
    Вернуться к списку городов
ХОРАЗИН, ВИФСАИДА, КАПЕРНАУМ

Источник - книга Джоша Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства"


Исполнившееся пророчество из Нового Завета - вещь уникальная. Именно таким пророчеством мы сейчас и займемся. Приведем для начала цитату из Джорджа Дейвиса: "В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов Галилейского моря. Это Капернаум, Хоразин, Вифсаида и Тивериада. Из них лишь последний сохранился до наших дней".
Это пророчество, приведенное у Матфея, было сделано Иисусом.

Пророчество и датировка
(50 г. по Р.Х.)
Матфей 11:
20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись.
21. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись:
22. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
В этом пророчестве нет конкретных указаний на то, как именно погибнут эти три города. Тем не менее, гнев Господа и Его суд роковой тенью лег на их участь. Обратимся к истории.

Исторические сведения

"Британская энциклопедия" пишет, что Капернаум - это древний город на северо-западном берегу Моря Галилейского в Израиле, располагавшийся близ Тель Хума, где сохранилось немало развалин... Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез, и даже его местонахождение было предметом долгих споров".
Джордж Дейвис в своей книге "Исполнение библейских пророчеств в наши дни" пишет, что Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. По всей видимости, тогда же погибли Хоразин и Вифсаида.
Подробный рассказ о Вифсаиде находим у того же автора. "Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья Моря Галилейского, что примерно в 700 г. эмир Дамаска Альбалид Первый решил выстроить на ее развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течение 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Все, что сохранилось от него сегодня - это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы ее не расхитили хулиганы и не исчезли все следы древнего дворца".
Марк Твен в своей книге "Простаки за границей" пишет о том, как унылы сегодня окрестности Капернаума и побережье моря Галилейского. Он сравнивает его с американским озером Тахо: "На озере Тахо одиноко, ибо, кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетет. То ищите в Галилее. Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы, которым никогда, никогда до скончания века не стряхнуть с угловатых плеч блеск палящего солнца, не окутатьсямягкой дымкой, не растаять в тумане; унылые развалины Капернаума; оцепеневшая Тивериада..." (Марк Твен. Собр. соч. в 10 томах, Москва, 1959, т. 1, стр. 474).

"В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землей, как и остальные развалины города, - пишет Дейвис. - Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался - точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде".
Итоги судьбы этих трех обреченных городов подводятся в "Библейском словаре Унтера". "Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов (Матф. 11:23) полностью сбылось. Тель Хум, место, где, по мнению большинства археологов, располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века".
Дейвис отмечает, что Господь не произнес ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город "не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново".

"Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, - добавляет Дейвис, - нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трех городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвертый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвел после девятнадцати долгих веков".


РАСКРЫТИЕ ЗАГАДОК ГОРОДА ЧУДЕС
Источник - www.christian.edu
Перевод - Ярочкин Евгений


Синагога в Капернауме Когда они пришли в Капернаум, Иисус в первую же субботу пошел в синагогу проповедовать. Люди изумлялись Его учению, потому что Он учил их, как обладающий властью, а не как учителя закона. (Мар.1:21-22)

«Выбрав Капернаум как основное место для своей деятельности в Галилее, Иисус принял мудрое решение», говорит Dr. Vassilios Tzaferis, заместитель главы Государственной Власти в сфере Античного Израиля. В эксклюзивном интервью с журналистом, глава археологической экспедиции в Капернауме, Dr. Tzaferis, добавил: «Всё это от того, что Капернаум был расположен в центре границы правлений двух царей, сыновей Ирода, Ирода Антипы и Филиппа».

Так как Капернаум был городом на границе этих царств, он и контролировал главную магистраль, через которую проходили люди с разных концов земли. Город мог похвастаться и таможенным постом, а так же римским военным гарнизоном. «Действительно, когда Иисус проповедовал в этой большой, белой синагоге, Капернаум являлся важным и процветающим городом на северо-западном побережье Галилейского моря», добавляет Dr. Tsaferis.

Изображение Ковчега Завета на стене синагоги При раскопках Капернаума была обнаружена древняя, центральная синагога, где Иисус учил перед изумлённой толпой. Здесь Он произвёл некоторые из своих самых удивительных чудес, включая воскресение дочери главы синагоги. «Хотя и строение синагоги было местом посещения ещё в течение 6 столетий после Иисуса, её притягательные известняковые стены, мраморные колонны, декоративные перекладины и коринфские капители до сих пор можно лицезреть на этом месте, говорит Dr. Tzaferis. Изображение на стене синагоги в Капернауме иллюстрирует Ковчег Завета, который находился в Святая Святых Иерусалимского Храма.





КАПЕРНАУМ
По материалам www.christusrex.org


Кроме различных упоминаний о Капернауме в Евангелиях, самое раннее упоминание об этом месте мы находим у Иосифа Флавия, который пишет о нем, говоря о плодородном источнике. Римский историк пишет, что он провел там ночь, страдая от лихорадки, на втором году иудейской войны. В течение столетий Капернаум был известен как город, находящийся на северо-западном берегу озера Тивериадского (Мф. 4:13) в земле Геннисаретской в шести километрах западнее верхней части реки Иордан. Первоначальное название города - Кефар Наум, то есть деревня Наума. Кто был тот Наум - неизвестно. Некоторые считают, что это был вовсе не человек, а слово по-еврейски значит «утешение», а Иероним иногда переводил его как «прекрасный город». Исходя из еврейского корня «на-эм», что значит «украсить». В греческих текстах Евангелий встречаются два слова - Капернаум и Кафарнаум. Последнее из них ближе к еврейскому произношению. Открытые фрагменты Капернаума времен Христа помогают нам увидеть евангельское повествование в контексте реального города и жизни его обитателей.

Мы знаем из евангельского повествования, что Иисус ушел из Назарета и остановился в Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, Мф. 4:12. Отныне Капернаум стал Его городом, Мф. 9:1. Пребывание в Капернауме в большей степени, чем в Назарете, давало Иисусу превосходство в Его служении как Мессии. Во-первых, Капернаум служил перекрестком на пути из Дамаска в Беф-Сан, один из городов Десятиградия - конфедерации греческих городов в Палестине, объединившихся для противостояния евреям и арабам, тогда как Назарет был просто деревней в горах. Во-вторых, Капернаум находился на достаточном удалении от Тивериады, которую Ирод Антипа объявил своей столицей. Находясь в Капернауме. Иисус мог благовествовать многим, не входя в острый конфликт с политическими и религиозными вождями. В отличие от Назарета, население Капернаума было разнообразным. Там жили рыбаки, землепашцы, ремесленники, мытари, содержатели гостиниц и тому подобный народ. Резкого различия в имущественном положении между жителями, по-видимому, не было. Общее число жителей города составляло от десяти до пятнадцати тысяч человек, и было больше, чем в Назарете. Богослов четвертого века Епифаний Кипрский писал, что население Капернаума, как и Тивериады, Назарета и Сепфориса было сплошь иудейское, так как там бытовал обычай не допускать в пределы жительства евреев кого-либо другого.

С другой стороны, некоторые места Мишны подчеркивают, что еврейское население Капернаума за первые три века христианства разделилось на две противостоящих друг другу группы - на правоверных евреев и на еретиков («миним»), Контекст говорит о том, что те самые миним в Капернауме были евреями, уверовавшими во Христа, то есть еврейскими христианами. Население платило как местные, храмовые налоги, так и государственные, римские, так как это была восточная окраина Галилеи. Города, расположенные восточнее, были заселены греками. Даже отношения с римским гарнизоном у жителей Капернаума были сердечные. Римский сотник построил еврейскому сообществу синагогу, а городские старейшины, в свою очередь, упросили Иисуса исцелить его слугу (Лк. 7:1-10). Все жители усердно трудились, были рачительны и открыты. Этим людям Господь открыл Себя, и многие из них стали Его апостолами. Это были рыбаки (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн - Мф. 4:12-22) и мытарь Матфей (Мк. 2:13). Не удивительно, что служение Христа и Его учение несло в себе культуру побережья. Здесь Иисус исцелил тещу Петра (Мк. 1:29) и расслабленного в доме Петра, которого спустили к Нему через отверстие в крыше (Мк. 2:3). Здесь жил и царедворец, сына которого Христос исцелил, находясь в Кане, в 26 километрах отсюда.

Кроме дома Петра в Евангелиях упоминаются еще три дома, а именно, дом Матфея, где Христос обедал со многими мытарями (Мк. 2:15-17), дом начальника синагоги Иаира, маленькая дочь которого была возвращена к жизни Иисусом (Мк. 5:21-23, 35-43), и дом римского сотника (Лк. 7:1-10). Мы не имеем никакой информации о том, где искать эти дома, так же, как и дома апостолов Иакова и Иоанна, которые определенно жили в Капернауме (Мк. 1:19-20). По-видимому, для христианского сообщества Капернаума местонахождение их домов не представляло существенного интереса, или же они вскоре были забыты. Вполне возможно, что некоторые из упоминаемых домов были также раскрыты, но только дом Петра был однозначно идентифицирован. В Евангелиях упоминается только одно общественное здание, а именно синагога, построенная римским сотником (Лк. 7:5). Конечно, синагога была сердцем еврейского общества, и Господь Иисус несколько раз посещал ее. В этой синагоге Иисус несколько раз проповедовал и творил чудеса. Мы читаем в Мк. 1:21-22 «И приходят в Капернаум: и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Здесь Христос исцелил одержимого нечистым духом (Мк. 1:23-27) и человека с сухой рукой (Лк. 6:6). В этой же синагоге Господь сказал о Себе как о Хлебе и Вине. Евангелист Иоанн посвятил большой рассказ о Христе как о Хлебе жизни (Ин. 6:22-71).

Отдельные фрагменты синагоги первого века из черного базальта были найдены в том же месте, где еврейская община в конце четвертого века воздвигла монументальную синагогу из белого камня. Удивительно, что только испанская монахиня Эгерия, посетившая эти места в четвертом веке, упомянула синагогу в Капернауме, тогда как еврейские источники хранят молчание об этом прекрасном здании, самом красивом среди галилейских синагог. Еще до начала второй иудейской войны 135-го года группа еврейских христиан Капернаума включала в себя представителя высшего круга правоверного еврейства, раввина Ханина, племянника известного среди них раввина Иегошуа. «Ханина, сын брата Иегошуа, пришел в Капер Наум, а миним заморочили ему голову и усадили верхом на осла в субботу» (Мидраш Кох Рабба 1:8). Через двести лет, между третьим и началом четвертого века, число евреев-христиан в Капернауме существенно увеличилось до такой степени, что раввин Исси из Кесарии проклял всех его обитателей. Неизвестно, когда и в какой степени христиане из язычников потеснили в Капернауме евреев. Как бы там ни было, в середине пятого века ими в Капернауме была сооружена церковь на восьмиугольном основании. Эта восьмиугольная церковь была построена прямо на месте дома Петра. Восьмиугольник лег точно на стены квадратной комнаты, относящейся к дому Петра. Отныне паломники уже не могли благоговейно взирать на этот дом. Но память о нем не исчезла. Паломник из Пьяченцы, посетивший Капернаум примерно в 570 году, писал: «Мы пришли в Капернаум, где дом Петра стал теперь базиликой».

В период Византии число уверовавших евреев в Капернауме стало еще больше. Практически в каждом доме были найдены сосуды с отпечатками в виде креста. Были обнаружены различные надписи (так называемые граффити), выполненные на греческом, арамейском, сирийском и латинском языках, и рисунки. В остатках дома-церкви было обнаружено несколько монограмм Христа, Который назван как Господь, Христос и Всевышний. Также присутствуют несколько слов «аминь». Разнообразие языков, на которых были выполнены граффити, говорит о том, что не только местные жители собирались в доме Петра, но и паломники из других стран. Этот вывод согласуется с другим, по которому дом Петра был превращен в домашнюю церковь первым поколением верующих. Вокруг дома была возведена стена, в общем плане весьма напоминающая очертания иерусалимского Храма. И это не случайно, если учесть национальность жителей Капернаума в первые четыре века христианской эры. Эгерия так описывает дом Петра: «Дом князя апостолов (т. е. Петра) в Капернауме был переделан в церковь, но стены дома стоят там, где и были ранее». Эти слова важны по следующим причинам. Речь идет не об обычной церкви, а о доме, перестроенном в церковь. Эта перестройка произошла в прошлом, причем в церковь был перестроен именно дом Симона Петра. Сам дом Петра был обнаружен под фундаментом восьмигранной церкви в 1968 году, в тридцати метрах от синагоги. Остатки этого дома сохраняются ныне как мемориал монахами-францисканцами. Но никакие великие дела Иисуса не смогли тогда обратить к живой вере обитателей Капернаума, о котором Он сказал: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:23-24). В начале седьмого века Капернаум был оставлен жителями и постепенно разрушился.

Дом Петра

Дом ПетраХристиане в Капернауме уделяли особое внимание дому Симона Петра. Вскоре этот дом стал обителью для тех, кто следовал за Иисусом, домом-церковью. Собственно говоря, открытый дом Петра является первым примером домашней церкви во всем христианском мире. А причины для такого выбора мы находим в Евангелиях. Иисус Сам выбрал этот дом в Капернауме. В том же смысле, что Капернаум стал городом Христа, дом Петра может быть по праву назван «домом Иисуса». Если учесть, насколько Евангелия изобилуют притчами, то сразу обнаружим, как часто они затрагивают дом Петра (Мк. 1:29-34, сравни с Мф. 8:14-17; Лк. 4:38-41). Дом, который посещал Иисус, находился всего лишь в тридцати метрах южнее синагоги. Это было большое строение, фактически состоящее из нескольких жилищ. Мы потому не особенно удивимся, читая в Евангелиях, что в этом доме жили три семьи, а именно, Петра, его брата Андрея, и тещи Петра. Это было типичное жилье в Капернауме. Мы читаем, что «многие собрались у дверей». Это позволяет предположить, что перед домом было достаточно места. Раскопки показали, что именно так оно и было. Обнаруженный дом находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, и между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство.

Фрагмент посудыФрагмент посуды, найденной в Капернауме с изображением креста...

Контекст Мф. 17:24-27 подсказывает, что Иисус был гостем у Петра на правах члена семьи. Только Матфей, который был сборщиком податей, упоминает об этом событии. По прибытии в Капернаум Петру и Иисусу необходимо было уплатить храмовый налог. 0 Петре говорится как о посреднике между сборщиками и Иисусом. По всей видимости, Петр собирался уплатить как за себя, так и за Иисуса. Однако Иисус решил уплатить за двоих. Упоминание о людях, собравшихся у дверей, перекликается с текстом у Марка 1:33. То есть, исцеление расслабленного происходило в доме Петра, где жил Христос. Способ доставки расслабленного через отверстие в крыше не является из ряда вон выходящим, если учесть результаты раскопок в жилых кварталах Капернаума, где на крышу одноэтажных домов вела лестница 2 изнутри двора (Мк. 2:1-4, сравни с Мф. 9:1-18, Лк. 5:17-26). Другой текст описывает две семьи Иисуса, то есть Его родственников, ожидающих снаружи, и Его учеников, сидящих вокруг Него в доме. В некотором роде дом Иисуса в Капернауме, то есть дом Петра, приобретает здесь дополнительное значение дома-церкви (Мк. 3:20-21 и31-35;сравни с Мф. 12:46-50 и Лк. 8:10-21).

Рыбалка первого столетия

Евангелия содержат множество историй, связанных с морем Галилейским (оно же озеро Геннисаретское). Когда вокруг Иисуса собиралась очень большая толпа, у учеников была лодка, всегда готовая к отплытию. Лодка также позволяла отдохнуть и уединиться. Из лодки Он учил и чувствовал Себя в ней хорошо. Рыбная ловля дала Иисусу обильный материал для притчей и сравнений (Я сделаю вас ловцами душ, а не человеков) Он представлял Царство Божье, как невод, наполненный рыбой. Пять тысяч человек, не считая женщин и детей, Он насытил рыбой и хлебом. Даже деньги на уплату налога Он Хранил во рту рыбы (Мф. 17:24-27). Лов рыбы сетью было обычным занятием для жителей побережья, и Евангелия обращают внимание на то, что Иисус об этом знал. Лов на удочку был также известен, но использовался мало, ибо давал мало рыбы, однако был случай, когда Иисус велел изловить рыбу именно таким способом (Мф. 17:24-27). Специалист по рыбалке времён античности утверждает, что тогда было три вида ловли - Сетями, то есть волочением сетей, закидыванием сети и неводом.

Древнейшим из них было волочение, которым пользовались ещё в Египте. Стеноподобные сети с грузилами внизу и поплавками наверху поначалу тащили вдоль берега. Затем ведущую веревку заводили в море на лодке и а возвращали к берегу, вытаскивая улов. Затем рыб сортировали и передавали работникам. Ловля рыбы волочением девять раз упоминается в Ветхом Завете, а Иисус использовал его, как пример, говоря о событиях, относящихся к кончине века (Мф. 13:47-48). Сеть для забрасывания была круглой, диаметром 5-6 метров. На ней были грузила по краям. Ее забрасывал в воду один рыбак. Она спускалась на дно как парашют, ловя неосторожных рыб. Затем рыболов нырял в воду, чтобы вручную достать попавшихся рыб, или достать сеть в лодку целиком. Этот способ можно увидеть на древних рисунках. На этот способ ссылаются Евангелия от Матфея и Марка, как и, возможно, текст Иез. 32:3. Симон и Андрей занимались закидыванием сетей, когда Иисус призвал их. Третьим способом была ловля неводом, именно та, которая используется и поныне. Сеть была составная, из трех слоев, связанных наверху вместе, где привязывался поплавок, и внизу, где привязывались свинцовые грузила. Внешние сети были одинаковыми, с большими отверстиями. Внутренняя сеть была мелкоячеистой, свободно вплывавшей и выплывавшей из отверстий во внешних сетях. Сеть располагалась в воде на длинной веревке (обычно ночью) и оставалась там в то время, когда другие рыбаки пугали рыбу, колотя веслами по воде. Рыба свободно входила в сети, безнадежно запутываясь между мелкоячеистой сетью и третьей внешней сетью. Вытаскивание сети на берег, выборка рыбы и ее сортировка, ремонт сетей - все это требовало немалой работы. Ветхий Завет использует образ сетей для описания бестолковой суетности человечества в Екл. 9:12 и Иов 19:6-8.

В рассказе о чудесном улове (Лк. 5:1-7) люди усердно трудились всю ночь и теперь чистили неводы. Иисус велел им опять забросить сети. Воистину, это было сделано по вере! «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Дневной лов, не прилагая усилий! Господь Иисус знал о ловле рыбы достаточно много от Своих учеников, Он также разбирался в том, какие рыбы вообще бывают. Однажды Иисус сказал: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11:11). Скорее всего, Он имел в виду не змею, а сома. Так как у него нет чешуи, то употреблять его в пищу не разрешал Закон. Это еще один повод для нас не пренебрегать подробностями национальной рыбалки первого века нашей эры на озере Геннисаретском.




  Вернуться к списку городов


  Наверх  





Библия и Наука - библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события.
Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов.
Hosted by uCoz